Фоторепортаж: портал ProKazan.ru узнал, как в Казани восстанавливают "золотой дом" успешной бизнес-леди начала ХХ века
По улице Зои Космодемьянской, 2а между элитных высоток чудом сохранился деревянный домик. Он обнесен забором и находится на реконструкции. Табличка на воротах извещает, что это объект культурного наследия местного значения, признанный уникальным образцом деревянного зодчества в стиле модерн.
Корреспондент портала ProKazan.ru побывал внутри старинного строения и узнал, связан ли на самом деле дом с чаем и чайными традициями.
- История до конца не ясна, - призналась куратор реставрационных работ Юлиана Семенова. - Мы даже готовы сделать заказ краеведам и историкам, которые изучат архивы и узнают, кем же на самом деле была Варвара Дружинина. То ли это вдова, которой достался дом от мужа, то ли это сама по себе успешная купчиха, - бизнеследи, как сказали бы сейчас.
Внешне дом Дружининой совершенно не похож на активно реставрируемый объект. И правда, сейчас за забором никакие работы не ведутся. Однако с лета 2012 года, когда его выставили на торги, после чего он стал собственностью одной из строительных фирм, чей руководитель обожает деревянные дома, проделано немало.
Сначала архитекторы досконально изучили дом изнутри и снаружи, описав все до мелочей. Сняли слои более поздней отделки и "усовершенствования" советского периода, когда здесь находилась коммуналка.
Для реставрации понадобилось полностью разобрать дом – для этого пронумеровали каждое бревнышко. В разобранном состоянии вывезли его на базу организации, где над каждым элементом отдельно трудились 4 реставратора и несколько архитекторов. Некоторые бревна полностью или частично пришлось все-таки заменить – после выселения жильцов в 90-е годы дом горел.
После того, как элементы обновили, его снова собрали. Однако перевозили дом на прежнее место снова в разобранном состоянии – из-за трудностей при подъезде по адресу и окружающих высоток. Затем уже здесь его снова собирали строго по нумерации бревен. Только на все это ушло около 50 миллионов рублей.
- Дом был украшен основным коньковым навесом, - рассказала Юлиана Семенова. – Он был очень «кружевным», чешуйчатым. Кроме того, снаружи были балконы, консоли, кронштейны… Все это будет восстановлено. И еще был вопрос, какого цвета будет дом: верхний слой был зелено-голубым, а под ним мы обнаружили охристо-желтую краску.
Принять цветовое решение помогли старожилы этой местности. Одна из жительниц, общаясь с Юлианой сообщила, что когда еще в детстве вместе с дедом проходила мимо этого дома, они называли его "золотой". Перекрашен он был в советское время, когда здесь разместились коммунальные квартиры. Тогда же в некоторых проемах замуровали "родные" двери дома, которые, впрочем, благодаря этому идеально сохранились до наших дней.
- А вот внешние двери не сохранились, - сожалеет руководитель реставрационных работ. – Но мы нашли фотоматериал, по которому удалось восстановить те самые двери.
В ходе реставрации архитекторы национального музея выяснили, что и с тыльной стороны дома на крыше был конек. Его обнаружили, сняв современную обшивку – по следам на бревнах поняли, что конек был оторван и переобшит.
Выход с этой стороны выводил раньше в сад. Все это так же будет восстановлено.
Частично снаружи и изнутри дом покрашен в светлый оттенок. Но это не начало отделки в его первоначальный цвет, а защита от пожара.
Средство дорогое, поэтому им обработали в первую очередь внутреннюю часть, остатками обработали бревна и снаружи.
- Когда мы приобретали дом, у него уже прохудилась кровля, он уже к тому моменту был горелым, - вспоминает Юлиана Савельева. – Поэтому мы с самого начала вынуждены и охранять, и защищать его от подобного.
Но при этом даже архитекторов удивило то, что образовавшаяся про пожаре зола частично сама стала хорошим консервантом для бревен.
В местах, где они не так несильно прогорели, она помогла их сохранить в более хорошем состоянии. Но были и такие бревна, которые из-за пожара заменяли на новые.
Будут сохранены даже рамы, которые заметно толще современных и состоят из трех частей. Некоторые их участки тоже иногда приходилось менять.
- В доме были и витражные стекла вдоль парадной тетивной лестницы, - говорит Юлиана. – К счастью одна тетива и даже несколько стекол витража уцелели.
Сейчас их нет, но в первоначальном виде здесь были четыре печи. Пока не решено, будут ли они в чайном домике после реставрации такими же, как подлинные - действующими, или сохранят только свой внешний облик.
Как передает куратор проекта слова собственника строительной фирмы, который покупал дом в таком состоянии, "это была эмоция - хотелось оставить значимый след потомкам".
Реставрационные работы продолжатся с началом весны. Тогда приступят к фасаду и внутренней отделке. Пока же дом "устаканивается" после пересборки – старинные и новые бревна притираются друг к другу, конструкция принимает окончательную форму и положение под собственным весом.
К слову, в пределах видимости находится еще один деревянный домик. Но его, кажется, реставрировать никто пока не думал.