Заместитель директора по эксплуатации казанского метро: "Скучаю по нашей подземке даже в отпуске"
Казанский метрополитен отмечает сегодня 16-ую годовщину со дня открытия.
Строить метро в Казани планировали еще с 1980-ых годов, но возможность начать работы появилась только в 1997 году. Строительство продолжалось восемь лет, а 27 августа 2005 года открыли первый участок Центральной линии. Тогда было всего пять станций: "Кремлевская", "Площадь Тукая", "Суконная слобода", "Аметьево" и "Горки".
Фото с сайта "Казметрострой.рф"
Первая ветка казанской подземной магистрали протяженностью 8,7 км, состоящая из пяти станций, соединила густонаселенные спальные районы с центром города. Первыми пассажирами в день открытия казанского метро в 2005 году стали президент России Владимир Путин, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Татарстана Минтимер Шаймиев и главы многих других субъектов России.
Фото с сайта "Казанский метрополитен"
Сегодня казанское метро включает в себя 11 станций первой линии, идет строительство второй линии — на ней планируется обустройство четырех станций, которые начнут работать к 2027 году.
Фото: мэрия Казани / Денис Гордийко
ProKazan побеседовал с заместителем директора электродепо по эксплуатации МУП «Метроэлектротранс» Рустамом Сибагатуллиным, который работает на предприятии с момента его открытия в 2005 году.
"Скучаю по метро даже в отпуске"
— Вы работаете в казанском метро уже 16 лет. Расскажите, с чего началась ваша история?
— Вообще я работал на железной дороге и узнал про метрополитен, познакомился поближе — и мне очень понравилось. Поэтому я пошел на переобучение и устроился в метро слесарем подвижного состава. Позже появилась вакансия машиниста — я снова переучился и стал уже управлять вагонами метро. А потом карьерный рост пошел дальше.
"Мне очень нравилось работать машинистом электропоезда, я скучал по работе. И даже в отпуске скучал, возвращался из отдыха и с удовольствием приступал к работе", — рассказал Рустам Сибагатуллин.
Фото из группы "Казанский метрополитен" в соцсети "ВКонтакте"
Работа под землей, запах тоннеля и креозота, темнота — все это впечатляло
— Рустам Габдельнурович, а чем именно вас так заинтересовал метрополитен?
— Работа под землей, запах тоннеля, запах креозота, запах шпал, темнота — мне это все очень понравилось, я впечатлился. Железная дорога для меня уже была понятна, а метро предстало неизведанной стихией. И вот уже столько лет метро до сих пор меня впечатляет, постоянно узнаешь что-то новое и всегда находишься в развитии.
Фото из группы "Казанский метрополитен" в соцсети "ВКонтакте"
Казанский метрополитен — самый молодой в России и единственный построенный с нуля в новейшей российской истории
— Наше метро — самое молодое в России. Есть ли у него, в этой связи, какие-то преимущества перед подземками других городов, строить которые начинали раньше казанского?
— Если сравнивать те метрополитены, которые строили во времена бывшего советского союза и казанское метро, запущенное в работу в 2005 году, то преимущества у нашего есть. И они касаются технической стороны.
Фото с сайта "Казанский метрополитен"
Могу точно сказать: по технологиям казанский метрополитен ушел намного вперед, чем метро в других городах. У нас везде микропроцессорная электроника. В некоторых регионах еще применяется релейная система, стоит большое оборудование. А у нас, в принципе — мышка, системный блок и компьютер.
Фото с сайта "Казанский метрополитен"
В Казанском метрополитене установлено высокотехнологичное оборудование систем энергоснабжения, автоматики и связи на основе стандарта "Тетра" с применением щелевого кабеля, систем теленаблюдения, подвижного состава нового поколения с асинхронным тяговым электроприводом, комплексной станционной и поездной системой «Движение», новых конструкций верхнего строения пути.
"От человека мы никуда не уйдем"
— В казанском метро планируют к 2022 году перейти на беспилотное управление. Как машинист, как вы к этому относитесь?
— Вы знаете, прогресс на месте не стоит, и мы должны идти с ним в ногу, независимо от того, хотим мы этого или нет. Беспилотные поезда будут, но... Но всегда должен быть кто-то, кто этим движением будет управлять, направлять и помогать. И это должен быть человек. Может быть, штат изменится, изменится обслуживание, но от человека мы никуда не уйдем, это лично мое мнение.
Фото с сайта "Казанский метрополитен"
Всего в казанском метро работают более 750 сотрудников.
Фото из группы "Казанский метрополитен" в соцсети "ВКонтакте"
Учиться на машиниста сложно, не многие выдерживают
— Расскажите, сложно ли учиться на машиниста?
— Обучение длится 10 месяцев и желающих много. Но отучиться на машиниста довольно сложно, многие не выдерживают. К примеру, если мы набрали 27 человек, то, в конечном итоге, остается только 15. Многие не проходят по медицинским показаниям — у машиниста должно быть хорошее здоровье, зрение, давление и психическая устойчивость.
Фото: ИА "Татар-информ"
— А как проходит рабочий день машиниста вагона метро?
— Это довольно тяжелая работа. Смена машиниста длится 6-8 часов днем и 4 часа ночью. При этом каждые полтора часа машинисту полагается 15 минутный перерыв и один раз за смену 30-минутный. С вечерней смены в депо машинист возвращается в 0:40, а в 5:00 ему снова пора на линию.
— Можно ли в нашем метро укрыться от каких-то чрезвычайных ситуаций?
— Метрополитен в принципе планируется как бомбоубежище, все метро так проектируют, на всякий случай. Везде есть гидрозатворы, установлены специальные ворота. Поэтому да, в казанском метро также можно укрыться от каких-либо чрезвычайных ситуаций. И даже от ядерного взрыва.
Фото с сайта "Казанский метрополитен"
Строить есть кому, были бы деньги
При вопросе о проблемах, имеющихся у казанского метрополитена, Рустам Габдельнурович поднял тему финансирования. По его словам, деньги — это всегда самая великая проблема.
"Было бы финансирование лучше, наше метро давно бы построили уже во всем городе. Метро — это удобно, но очень дорого. Так что финансирование — это единственная проблема. Никогда не было проблем с кадрами, например. Рабочие руки всегда есть — строить есть кому, были бы деньги", - подчеркнул Рустам Габдельнурович.
Фото с сайта "Казметрострой"
Генеральный план Казани на данный момент предполагает прокладывание трех линий метрополитена, куда войдут 26 станций. На второй линии метрополитена обустроят четыре станции — ветка пройдет от ТЦ «Мега», затронет улицы Сахарова и Фучика до пересадочной станции «Дубравная». На данный момент эти названия являются рабочими, окончательное решение примут казанцы с помощью голосования. Эти станции решат проблемы с общественным транспортом в районе Азино.
Фото с сайта "Казметрострой.рф"