Не доводите до серьезных симптомов: казанский психолог объяснил, кому не обойтись без помощи специалиста

Юлия Тихонова рассказала читателям, в каких слу...

Согласно опросу, 47% россиян в течение последнего года стали чаще нуждаться в психологической поддержке. Но прежде чем обращаться к специалисту, редакция рекомендует узнать, в каких случаях без психолога точно не обойтись? Стоит ли ходить “из интереса”? И сколько сеансов может потребоваться на решение вашей проблемы?

На эти вопросы для читателей ProKazan ответила Тихонова Юлия Сергеевна, психолог клиники “Spina”.

Тихонова Юлия Сергеевна, психолог клиники “Spina”

Подходы, в которых работает Юлия Сергеевна: гештальт-терапия и схема-терапия.

«Схема-терапия выделяет 18 базовых потребностей человека. Данный подход помогает выяснить, какие из них не были удовлетворены начиная с детства и по сей день: схема-терапия помогает разобрать глубинный детский опыт. Далее эта информация помогает психологу выработать подходящую стратегию работы с пациентом. Гештальт-терапия также уделяет большое внимание эмоциональным потребностям человека, однако этот подход не основывается лишь на детском опыте. Работа по этому методу помогает пациенту повысить уровень осознанности через исследование своих чувств, эмоций и ощущений. В результате пациент изучит и может даже присвоить себе не принимаемые ранее качества, или, напротив, избавится от внутренних механизмов, что мешали ему свои потребности удовлетворять», - пояснила Юлия Сергеевна.

- В чем разница между клиническим и консультативным психологами?

- Консультативный психолог может работать с людьми, у которых нет поставленных диагнозов и выраженных симптомов ментальных расстройств. Такой человек может прийти с запросом на улучшение отношений с ребенком, развитие навыков отстаивания личных границ или мотивацию на лучший заработок. Тем не менее, в данном случае разделение на людей со здоровой и не здоровой психикой условно. Например, депрессия – это расстройство, которое может возникнуть у любого человека под влиянием определенных факторов (постоянный стресс, отсутствие отдыха, перенапряжение, сложности в отношениях и т.д.).

Клинический психолог может работать с людьми, у которых есть такие симптомы, как апатия, хронически сниженное настроение, постоянное чувство усталости, высокий уровень тревоги – все, что дезадаптирует человека, мешает ему жить, общаться с людьми и работать. К компетентному клиническому психологу, который владеет методами психотерапии, можно обратиться и с тревожно-депрессивными, и с личностными расстройствами – пограничным расстройством личности, нарциссическим, гистрионным и т.д.

- Врачи повсюду говорят о предупредительной медицине, регулярных диагностиках и сдаче анализов. Но если речь о психике, то как понять, что человеку нужно обратиться к психологу?

- В психологии есть схожие понятия – психогигиена и психопрофилактика. Не нужно ждать обострения ситуации: к психологу можно обратиться до появления симптомов, когда человеку просто интересно изучить свой внутренний мир, разобраться с потребностями и сделать жизнь еще лучше.

К сожалению, ценности о профилактике своего ментального здоровья в нашей культуре пока еще не закрепились. Культура человека нашей страны такова, что принято терпеть и замалчивать свои проблемы. «Все так живут, а я что, особенный?» - частое оправдание и нежелание признать наличие проблемы. Однако в последние годы в психологах все чаще видят уже не «мозгоправов», а специалистов, способных помочь сделать вашу жизнь лучше.

Тихонова Юлия Сергеевна, психолог клиники “Spina”

Психология и психотерапия - для людей думающих. Для тех, кто стремится прожить свою жизнь осознанно и настроен постоянно развиваться. Я считаю, что за терапией обращаются сильные духом люди: мужество и сила заключаются не в том, чтобы бежать от своих проблем, а в том, чтобы их решать.

- Если человек ни разу не был у психолога, то как понять, к кому обратиться?

- Если у человека нет конкретных симптомов, а есть желание изучить себя и улучшить свою жизнь, то поможет и консультативный психолог, и коуч, и посещение трансформационных игр, духовные практики. Грубо говоря, в таком случае подойдет любой способ повысить осознанность.

Однако в случае, если симптомы есть, непрофильная помощь может не только не помочь, но и навредить. Поэтому важно обратиться именно к клиническому психологу: он поможет и с такими запросами, как «хочется улучшить качество жизни», «хочется договориться с партнером», «нужно наладить отношения с ребенком», так и с более серьезными проблемами.

Один из важнейших критериев – компетентность: у специалиста должно быть качественное образование, а не трехмесячные курсы. Также важно, чтобы специалист импонировал вам как человек. Этого достаточно, чтобы начать работу.

- С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?

- Как правило, это депрессивно-тревожное расстройство или запрос на улучшение межличностных отношений. А также:

  • Психологические детские травмы, травмы насилия;
  • Пограничное расстройство личности;
  • Депрессивное состояние, апатия, отсутствие смысла жизни;
  • Тревожные состояния: высокий уровень тревоги, панические атаки, социальная тревожность;
  • Эмоциональная зависимость от другого человека, несамостоятельность, инфантильность;
  • Одиночество;
  • Сложности в межличностных отношениях;
  • Нестабильная самооценка, самокритика, неуверенность в себе (подавленность, критика своей внешности, неудовлетворенность собой);
  • Стресс, тяжелые болезненные переживания и чувства;
  • Сложности с регуляцией эмоций, перепады настроения, раздражительность.

- Сколько сеансов минимум может потребоваться для решения проблемы?

- Конечно, все зависит и от проблемы, и от желаемого результата. При этом влияние оказывают личностные особенности клиента.

Тем не менее, есть общие средние сроки терапии отдельных проблем. Так, на лечение панических атак уйдет от 6 до 10 встреч, на лечение депрессии – минимум от 4-х месяцев приема антидепрессантов и около 1 года работы с психологом для закрепления результата. Если речь о расстройстве личности или о тяжелом опыте насилия, будь то физическое, эмоциональное или сексуальное, терапия может продолжаться до 3-х лет.

Крутовских Яна, корреспондент ProKazan и Тихонова Юлия Сергеевна, психолог клиники “Spina”

- Юлия Сергеевна, поделитесь историями из практики. Какие запомнились вам больше всего?

- Не так давно ко мне обратилась мать 4-летней девочки: ребенок стал капризным, участились истерики и капризы. Подобные изменения можно было бы списать на кризис 3-х лет, однако истерики учащались с каждым днем. Игнорировать это мама уже не могла и пришла ко мне с запросом на изменение проведение у ребенка.

Такие маленькие детки еще не могут оценивать свои чувства и формулировать их в речь, поэтому капризы стали для ребенка единственным доступным способом привлечь внимание родителя к своей проблеме. Я начала работать с девочкой через игры и рисование. Несколько раз она нарисовала одного и того же персонажа – Снежную королеву. Я зацепилась за этот образ и стала расспрашивать, какой она ее видит. Она ответила, что у королевы холодное сердце, она никого не любит, черствая.

Выяснилось, что функционального внимания к ребенку было много – он одет, обут, сыт, на кружки ходит. А вот эмоциональной близости было недостаточно: у девочки была потребность в контакте и теплоте. Образ жизни мамы довольная активный и ей тяжело балансировать между работой и семьей.

При работе с ребенком хватило 3 сеансов, далее я продолжила общение уже только с родителями. Чтобы решить проблему маме не обязательно бросать работу и проводить время лишь с дочерью. Достаточно было добавить больше качественного совместного досуга: почитать книжку перед сном, спросить дочь о ее чувствах или об эмоциях от прошедшего дня. Таким образом проблема решилась за счет того, что родители пересмотрели свое отношение к проблеме. Они перестали винить ребенка и начали задумываться: а какие наши действия (или бездействие) привели к таким последствиям. Так, спустя 2 месяца капризы дочери почти сошли на нет.

Еще один случай связан с моим действующим пациентом.

33-летний мужчина обратился с проблемой: профессиональное выгорание. У него достойная зарплата а за плечами впечатляющие достижения. Однако в последнее время усталость стала привычным состоянием, а вместо активного досуга мужчине хотелось лишь поскорее лечь спать. Помимо этого, обострилась раздражительность, вспышки гнева уже не удавалось контролировать. Позволить себе такое состояние будучи директором он не мог. Нужно было срочно что-то менять.

Оказалось, что мужчина работает по графику 2/2. И, казалось бы, 2 дня вполне достаточно для отдыха. Но в выходные ему регулярно звонят по работе, а в отпуске директор не был уже 6 лет. Вишенка на торте – тупик в развитии: как сотрудник он привык постоянно развиваться, а в нынешней организации такой возможности не предоставляют.

Самая первая моя рекомендация: организовать выходные, полностью отстранившись от работы и выключив телефон. Также следует взять отпуск. В общем, создать возможность для регулярного отдыха и восстановления сил. Еще одна рекомендация – направить гнев на что-то другое: сам пациент подумал про курсы игры на барабанах. Как альтернатива, подошло бы и занятие боксом.

Так всего за 1 сеанс мы выявили потребность в отдыхе, выражении эмоций, а также в развитии. Работа с ним продолжается.

- С лабораторными анализами все понятно: показатели в пределах нормы, значит здоров. А как быть с состоянием психики? Как убедиться, что человек "здоров" и теперь может жить без помощи психолога?

- Если мы говорим про человека, который проходит терапию длительное время, то сделать вывод довольно легко: достаточно посмотреть, как человек справляется с исходной проблемой без помощи психолога. Также о результативности терапии говорят отсутствие клинических симптомов и навыки, которые развились в процессе работы с психологом.

Крутовских Яна, корреспондент ProKazan и Тихонова Юлия Сергеевна, психолог клиники “Spina”

Терапия делится на 3 этапа. Во время первого психолог активно включён, дает рекомендации, техники, упражнения, помогает справляться с переживаниями и эмоциями клиента. Второй этап – время поведенческих экспериментов, когда с поддержкой психолога человек начинает применять новые поведенческие стратегии. А третий наступает тогда, когда клиент приходит в кабинет психолога и уже может сам структурировать свою проблему, обозначить, что ему помогает.

Хорошая терапия обязательно должна в какой-то момент времени закончиться, ведь цель – это помочь человеку стать автономным.

- В психологии характер и темперамент врача решает больше, чем в медицине тела. Подскажите, с какими клиентами вам удается добиться наибольших успехов?

- С теми, кто понимает, что волшебной таблетки не существует. Кто готов работать длительно и не ждет от себя результат за 1 встречу. Я не выбираю клиентов, это они выбирает меня как специалиста и смотрят, комфортно ли им доверить мне свои переживания или нет. От клиентов я никогда не отказываюсь: могу лишь перенаправить в случае, если пойму, что проблема человека не относится к моему профилю и специализации.

- Какой результат вы можете гарантировать?

- Каждому пациенту, приходящему в длительную терапию, я могу гарантировать:

  • понимание своих эмоций и их проживание, развитие навыка эмоциональной саморегуляции;
  • повышение осознанности, контроля над собственной жизнью, осознание своих паттернов в поведении;
  • самопознание, исследование своих потребностей и путей их удовлетворения;
  • построение здоровых отношений с партнером и с другими близкими людьми;
  • исследование детско-родительских отношений, помощь с процессом сепарации от родителей;
  • создание внутренней опоры и ориентации на собственной мнение и желания;
  • исследование собственных личных границ: где они пролегают, есть ли они, что означает иметь здоровые личные границы, как говорить «нет»;
  • эмоциональное взросление, формирование полной ответственности за в свою жизнь.

Обратиться за помощью к психологу - это не стыдно. Это важно, а порой и вовсе необходимо. Грамотный специалист поможет справиться с расстройством, проработать триггеры или решить иную проблему, связанную с эмоциональным состоянием. Главное – не игнорировать первые проявления и вовремя записаться на сеанс.

Образование Юлии Сергеевны:

  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, направление: лечебная педагогика и психологическое консультирование, бакалавриат (2017-2021 г.)
  • Научно-образовательный центр практической психологии, этнопсихологии и психологиимежкультурной коммуникации, психологическое консультирование и групповая работа (2019г-2020г.)
  • Институт «Инсайт», клиническая психология, повышение квалификации 916 ч., (2020-2021г .)
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, направление: консультативная психология, кафедра общей и клинической психологии, магистр 2 курс. (2021-2023 г.)
  • Московский Гештальт Институт, 1 ступень, «Основы гештальт-терапии», 180 ч. групповой работы.
  • Московский Институт Схематерапии (по сей день)

Личный опыт психотерапии:

  • 180 часов групповой работы в гештальт-подходе от МГИ.
  • 30 часов психодинимической группы
  • больше ~ 130 часов личной терапии. (по европейскому стандарту у психотерапевта должно быть минимум 60 часов индивидуальной терапии с одним психотерапевтов (!), чтобы только начать работать)