Четыре мифа про российский рубль: ждет ли нас кризис и будет ли доллар стоить 80 рублей
Миф первый. Нас ждет кризис, как в 1998 году с гиперинфляцией и девальвацией
В 1998 году внешний государственный долг Росси составлял 182,8 млрд долларов против текущих 0,679 млрд долларов. Тот кризис стал расплатой за все проблемы, которые возникли в нашей экономике после распада СССР. У нас была постоянная нехватка средств, которая побуждала к наращиванию внешних займов. Ситуацию усложнило снижение мировых цен на нефть (цена упала до $9,6 за баррель от $18,4 в 1997) и начавшийся c Азии мировой финансовый кризис. Напомним, что в 1998 году падение рубля составило 250% (с начала 2014 года рубль потерял около 50%), а инфляция достигла 84,4% (8,4% г/г за 2014 по прогнозам ЦБ).
Гораздо корректнее сравнивать текущую ситуацию с кризисом 2008 года, когда курс рубля за 6 месяцев ослаб на 56%, а инфляция по итогам года доросла до 13,3%.
Однако и тогда ситуация была гораздо сложнее: цены на нефть сорта Brent тогда обвалились с $147,50 за баррель в июле до $36,20 в декабре этого же года (75%-ое падения). На текущий момент, цены даже от летних пиков в районе $115 спустились к $68 (41% падения) и вполне вероятно, что падение будет ограничено отметкой $60 за баррель.
Миф второй. Рубль в «свободном плавании» будет только падать
На самом деле, несмотря на то, что многие прогнозировали резкий обвал рубля после его «освобождения», первые пару недель российская валюта, напротив, корректировалась вверх, и, возможно, и продолжила бы умеренное укрепление, если бы не внешний фактор в виде решений саммита ОПЕК. В этом и заключается побочная сторона «свободы» - теперь рыночные факторы будут оказывать гораздо большее влияние на валюту. Однако и число спекулянтов сократится, так как интервенции теперь будут носить непредсказуемый характер, а, значит, игра на продажу рубля будет более рискованной. В любом случае, борьба ЦБ со спекулянтами в рамках «валютного коридора» вела лишь к потери резервов, к которым в текущих условиях лучше относиться гораздо бережнее, так как именно они позволят смягчить переход к новой, более экономной экономике. Ведь за текущий год объем золотовалютных резервов уже сократился почти на 20%.
Миф третий. Доллар будет стоить 80 рублей уже в ближайшие месяцы
Не будем пытаться развенчать этот миф, так как в нашей жизни все возможно, вопрос только, насколько велика вероятность. Попробуем рассчитать, при каких обстоятельствах курс доллар/рубль действительно доберется до этой отметки. Существует несколько довольно сложных способов расчета корреляции между ценами на нефть и курсом рубля, однако, мы пойдем по самом простому пути. Возьмем за основу расчет бюджета на 2015 год, который оценивался исходя из сложившейся геополитической и экономической обстановки. При неизменных текущих обстоятельствах нам известно, что при стоимости $96 за баррель доллар закладывается на уровне 37,7 рубля, т.е. цена одного барреля нефти будет равна 3,5-3,6 тыс рублей за баррель.
Таким образом, при сохранении на прежних уровнях санкций и конфликта с Украиной, пара доллар/рубль может достигнуть отметки 80,00 лишь в случае падения цен на «черное золото» в район $45 за баррель. В текущих условиях это выглядит очень сомнительным сценарием, учитывая, что большая часть проектов по добыче энергоносителей при таких ценах становятся нерентабельными, да и вспоминая историю 2008 года, когда ОПЕК тут же вмешался сокращением квот при достижении цены $35 за баррель.
Миф четвертый. Снижение цен на нефть – заговор против России
Кажется, что весь мир ополчился против нашей страны и даже продолжающееся падение стоимости энергоносителей вызвано политическими факторами. Тем не менее, существуют совершенно объективные причины снижения цен на «черное золото»:
1. Замедление темпов роста, наблюдающихся в Азии и Европе.
2. Увеличение объемов добычи нефти в США (на 50% за текущий год).
3. Возвращение на рынок отсутствовавших по политическим причинам Ирана и Ливии.
Недавнее решение не сокращать объемы добычи полностью аргументировано: это борьба за долю на рынке. Как только картель решится на снижение квоты, добычу резко увеличат США, а может даже и Россия. Более того, в текущих условиях слабого мирового спроса даже сокращение объемов производства нефти на 10-15% не привело бы к росту ее цены на аналогичные 10-15%. Таким образом, если бы ОПЕК решился снизить квоты, он мог бы одновременно потерять и долю рынка, и выручку в связи с небольшой реакцией цен.
В заключении хотелось бы сказать, что девальвация рубля – это лишь следствие экономических проблем, наблюдающихся как в нашей стране, так и во всем мире. Это никак не является катализатором обвала нашей экономики. Напротив, удешевление национальной валюты может стать хорошим стимулом для развития важнейших отраслей. Стоит понимать, что очень быстро цены на нефть не вернутся к прежним уровням, но коррекция на фоне восстановления Азии и Европы вполне возможна, а, значит, можно ждать и постепенного укрепления российской валюты к концу следующего года. В ближайшие же месяцы мы не исключаем падения цен на нефть в район $60 за баррель, а это значит, что доллар может вырасти до 56-57 рублей.