На грани выживания: торговые центры вынуждены будут исчезнуть

В первом полугодии 2025 года объем розничной то...

karl-marks.ru

В первом полугодии 2025 года объем розничной торговли в России вырос на 11% и составил 23,9 трлн рублей. Однако, по мнению экспертов, опрошенных «Российской газетой», одновременно наблюдается снижение потребительской активности.

Причина — постепенный переход общества от активного потребления к накоплению сбережений. Аналитики уверены, что этот тренд станет более заметным во второй половине года.

По словам директора по маркетингу управляющей компании DG Евгении Бекировой, при сберегательной модели покупатели приходят в торговые центры с четким списком необходимых вещей и реже делают спонтанные приобретения. Это требует от менеджмента ТЦ более пристального внимания к качеству арендаторов, уровню сервиса и созданию комфортной атмосферы.

Разные сценарии в зависимости от формата ТЦ

Динамика посещаемости зависит от конкретного объекта. Например, в зеленоградском «Зеленопарке» поток клиентов поддерживают семьи с детьми, которые посещают развлекательные зоны и участвуют в мероприятиях. Московский «ГОРОД Лефортово» сделал акцент на создании эмоциональной привлекательности, став местом встреч для жителей района. А небольшие торговые центры шаговой доступности, по словам управляющего коммерческой инфраструктурой ГК «Гранель» Сергея Нюхалова, привлекают аудиторию благодаря экономии времени.

Региональные особенности

Чем дальше от крупных городов, тем ярче проявляются изменения. Наибольшие трудности испытывают магазины, специализирующиеся на одежде. Причиной стало сочетание тёплой зимы и холодного июня, что снизило спрос на сезонные вещи. При этом фудкорты и зоны развлечений в регионах остаются востребованными.

Многие региональные ТЦ нуждаются в обновлении: устаревшие торговые площади и зоны отдыха требуют капитальной реновации. Ритейлеры реагируют по-разному: кто-то добивается снижения арендных ставок, другие сокращают арендуемые площади на 25–30%, в первую очередь это касается бутиков. В свою очередь, владельцы помещений идут на уступки, фиксируя цены, предлагая льготные условия и отсрочку платежей.

Трансформация торговых центров

По мнению генерального директора УК «Аструм Недвижимость», торговые комплексы всё больше превращаются в центры досуга. Наибольший рост демонстрируют общепит, сфера развлечений и сервисные услуги. Успешной моделью в таких условиях становится «крепкий районный ТЦ», где жители могут решить большинство повседневных задач. Эти центры выигрывают у крупных моллов за счет близости и экономии времени посетителей.

Конкуренция со стороны онлайн-торговли

Серьезным конкурентом для ТЦ стали маркетплейсы. Если к концу 2024 года их доля в рознице составляла 15%, то, по оценке Минпромторга, через пять лет она достигнет 30–35%. Онлайн-площадки пока не могут заменить только сферу услуг, но уже позволяют потребителям экономить. Рост электронной коммерции в ближайшие годы затронет сегменты одежды, бытовой техники, электроники и товаров повседневного спроса.

По прогнозу вице-президента Союза торговых центров Наталии Кермедчиевой, экономически слабые ТЦ будут закрываться. Оставшиеся на рынке перейдут на смешанные форматы работы — шоурумы с цифровыми каталогами, автоматизированные склады, новые возможности мобильных приложений — и сосредоточатся на обеспечении качественного досуга.

Есть жалобы? Канал для добрых казанцев, которых вывели из себя. Делитеcь тем, что вас разозлило: Злой Казанец