Как на самом деле строили египетские пирамиды. Это невероятно

Великая пирамида в Гизе, построенная около 2500...

dzen.ru

Великая пирамида в Гизе, построенная около 2500 года до нашей эры, остаётся одним из самых впечатляющих архитектурных достижений человечества.

Первоначальная её высота достигала 146,6 метров, а сама конструкция включала около 2,3 миллиона каменных блоков, общий вес которых составлял порядка 6 миллионов тонн. Несмотря на огромный прогресс в науке и технике, точные методы строительства пирамиды до сих пор вызывают споры среди исследователей. Сегодня это единственный сохранившийся памятник из числа Семи чудес древнего мира, признанный объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Транспортировка камня: роль древнего рукава Нила

Новое исследование, проведённое специалистами из французского университета Экс-Марсель, проливает свет на возможные способы доставки строительных материалов. Учёные анализировали окаменелые пыльцевые зерна, извлечённые из кернов, взятых на плато Гиза, и пришли к выводу, что ранее в этом регионе существовал полноводный рукав Нила. Его особенности, наряду с рельефом местности, могли сыграть ключевую роль в транспортировке тяжёлых блоков.

Физико-географ Хадер Шейша пояснила, что египетские инженеры использовали преимущества местности, включая сезонные разливы реки и систему каналов, чтобы создать портовую инфраструктуру у основания плато. Это обеспечивало логистическую возможность перемещения массивных камней прямо к строительной площадке.

Сейчас пирамиды находятся в пустынной зоне, примерно в 8 километрах от текущего русла Нила, что делает наземную доставку столь массивных блоков практически невозможной. Однако данные, полученные учёными, указывают на то, что древний приток Хуфу позволял транспортировать грузы по воде непосредственно к пирамиде.

Документальные подтверждения: папирус Мерера

В 2013 году в порту Вади аль-Джарф был найден древний папирус, созданный Мерером — надзирателем группы из 40 человек. Он описывает процесс перевозки камней из каменоломни Тура в Гизу. Каменные блоки массой около 2,5 тонн доставлялись на лодках по специально созданным каналам, ведущим к внутреннему порту у места строительства пирамиды.

Мерер также упоминал о гидротехнических работах: создавались дамбы, проводились работы по изменению направления воды, чтобы обеспечить поступление воды к усыпальнице. Археолог Марк Ленер позднее подтвердил эти данные, найдя следы существовавших ранее водных путей под плато.

Эти данные были подтверждены международной научной группой, работающей под руководством Хадер Шейши. Она доказала, что во времена правления Хеопса Нил имел полноводный рукав, способствующий транспортировке грузов к строительному участку.

Кто работал на строительстве пирамиды

На протяжении долгого времени бытовало мнение, что строительство пирамид велось рабами. Однако современные археологические открытия указывают на обратное. Могилы строителей, найденные рядом с пирамидой, содержат предметы, предназначенные для загробной жизни. Такой подход к захоронению маловероятен для рабов и, скорее всего, говорит о профессиональном статусе этих людей и уважении к их труду.

Таким образом, становится ясно, что пирамиды строили квалифицированные рабочие, которым за их труд выплачивалась определённая компенсация.

Технология строительства: теория пандусов

В 2018 году археологи обнаружили в карьере Хатнуба, где добывали алебастр, остатки строительной конструкции, которая могла быть использована для перемещения тяжёлых грузов. Эта находка состоит из центральной наклонной рампы, ступеней и деревянных опорных столбов. Считается, что подобные устройства применялись и при возведении пирамиды Хеопса.

Тяжёлые блоки устанавливали на сани, к которым крепились верёвки. Эти верёвки обматывались вокруг деревянных столбов, что позволяло использовать силу тяги рабочих для подъёма блоков по наклонной поверхности. Такая система делала возможной транспортировку по уклону в 20 градусов.

Значение открытия для современной науки

Исследования, посвящённые строительству пирамид, продолжаются и сегодня. Они не только раскрывают тайны древнеегипетской инженерии, но и помогают современным инженерам и архитекторам переосмыслить подходы к строительству в условиях ограниченных ресурсов. Великая пирамида остаётся источником вдохновения и объектом научного интереса, который ещё долго будет изучаться.

Есть жалобы? Канал для добрых казанцев, которых вывели из себя. Делитеcь тем, что вас разозлило: Злой Казанец