На улицах Казани вновь стали появляться группировки и бандиты

В последние месяцы увеличилось количество преступлений связанных с членами молодежных группировок.

Анонимный источник в уголовном розыске МВД РТ рассказал порталу ProKazan.ru, почему группировки снова начали "поднимать голову".

Бригадиры выходят из тюрем

- Сейчас из тюрем выходят многие члены криминальных структур, которых осудили в конце 1990-х, начале 2000-х годов, некоторые из них не умеют, да и не хотят работать, - поясняет Александр Межинов (имя и фамилия изменены), сотрудник угрозыска МВД РТ. - Поэтому они начинают снова сколачивать "бригады", умело "затягивая" молодежь в эти группировки.

По его словам, из-за организованных действий полиции сейчас у бандитов не так много источников доходов. "Крышевать" бизнес они также обычно не способны.

- Единственный выход для них - это отрываться на слабых, то есть заниматься вымогательство и даже откровенным грабежом среди школьников и студентов, - продолжает Александр.- Самое сложное, что далеко не все заявляют в полицию, они боятся за свою жизнь.

Зачастую вымогатели живут с жертвами на одних лестничных площадках, в одних дворах и подъездах.

- Они не понимают, что заплатив один раз, им придется это делать и дальше, - подчеркивает следователь. - Группировщики заставляют отдавать деньги "за проживание", за, по их мнению, дорогую одежду (реплика: "Поделись с пацанами!"), реже отнимают ценные вещи, например часы, мобильные телефоны, ноутбуки и MP3-плееры.

Конечно, занимаются они не только этим. Молодежные ОПГ также собирают деньги за ночные стоянки во дворах - те, кто отказывается платить, могут лишиться автомобиля, поджоги припаркованных автомобилей в некоторых районах не так уж и редки. Еще члены молодежных группировок торгуют наркотиками, "крышуют" сутенеров, владельцев киосков.

"Группировки были, есть и будут"

По мнению Александра Межинова, шансов у "новых" группировщиков нет.

- Если они как и в 1990-х попытаются выйти за определенные рамки, расправа будет жесткой, - поясняет он. - Сейчас полиция намного сильнее, поэтому раскрытие и ликвидация группировок произойдет за короткий срок. Но доставить определеные проблемы они способны.

Как рассказал в приватной беседе с нашим корреспондентом участковый одного из жилых микрорайонов в Приволжском районе, проблема молодежных группировок никуда не пропадала, она просто "ушла в тень".

- Когда большинство членов разных ОПГ на рубеже 1990-х и 2000-х годов оказались в тюрьме или занялись легальным бизнесом, начало расти благосостояние, проблема на некоторое время почти исчезла, - рассказывает Сергей Павлов (имя и фамилия изменены), участковый уполномоченный. - Но у молодого поколения нет ориентиров, а по телевизору крутят немало фильмов и сериалов про бандитов. Я считаю, что группировки были, есть и будут, пока само общество не изменится.

По его словам, многие члены молодежных банд происходят из неполных семей или имеют пьющих родителей. Поэтому не стоит удивляться, что они таким образом "зарабатывают" на жизнь. Его сильно удивляет другое, что парни не понимают - за свои преступления они могут получить реальные сроки, например за грабеж - до 12 лет лишения свободы.

Наиболее криминогенные районы Казани сегодня это микрорайон Жилплощадка, поселки Дербышки, Юдино. Относительно криминогенными также остаются Авиастроительный район, микрорайоны Первые горки, Теплоконтроль, 39-й квартал.

Не стоит поднимать панику

- Даже если бы что-то подобное и было, то мы бы не хотели беспокоить общественное мнение и создавать панику, - подчеркнул Игорь Силко, пресс-секретарь УВД Казани. - Сотрудники полиции постоянно проводят профилактику в этом направлении, поэтому ситуация в любом случае под контролем.

Как говорил в одном из недавних интервью министр МВД РТ Асгат Сафаров: "Мафия смертна". С 1998 года, когда он занял свой пост, уровень преступности в Казани значительно снизился, а многие группировки просто перестали существовать. Сейчас молодежные банды уже не представляют из себя той грозной силы, как раньше.

Пистолет как залог безопасности

Несмотря на все заявления полицейских, Ярослав Котов, житель одного из спальных микрорайонов Казани, постоянно носит с собой заряженный пневматический пистолет и вопреки распространенному мнению, закон он не нарушает — мощность его оружия меньше 3 Дж. По закону в России это считается учебным снарядом, а вовсе не оружием.

- Убить из него вполне возможно, но точно также можно забить человека и руками, - поясняет Ярослав. - Пистолет я беру с собой прежде всего для уверенности, да и в драке им можно ударить весьма не слабо. Пистолет - это моя безопасность.

В одном из крупнейших оружейных магазинов Казани также обратили внимание на увеличение продаж, но связывают его с новогодним ажиотажем.

- По-настоящему серьезное оружие самообороны купить в России сложно, да и есть большое количество ограничений на его ношение и применение, - пояснил Ринат Ахметшин, продавец в оружейном магазине. - Поэтому в наших условиях для самообороны лучше подойдут электрошокеры и газовые баллончики. Последние пользуются заслуженной популярностью.

Средняя стоимость пневматического пистолета не требующего лицензии — от 3 до 6 тысяч рублей.
Газовый баллон: 150-300 рублей
Электрошокер: контактный от 1800 до 4000 тысяч рублей. Дистанционный 2-6 тысяч рублей.

Молодежная преступность имеет в Казани богатую историю. В 80-х годах прошлого века в обиходе даже стал известен термин «казанский феномен», возникший в криминологии еще в конце 70-х годов. Он обозначал молодежные ОПГ возникшие в Казани. Первой еще в 1970-х годах возникла группировка «Тяп-Ляп», в 1990-х Казань буквально захлестнула волная преступности и созданных молодежных группировок: «Перваки», «Хади Такташ», «Жилка» и десятки других группировок делили между собой город.