Фоторепортаж с Нуриевского фестиваля: во время балета "Золотая орда" со сцены посыпались искры
Девятый день Нуриевского фестиваля в этом году продолжил балет "Золотая орда". Он является собственной постановкой театра оперы и балета, за которую создатели взялись на свой страх и риск.
Примерно за час до начала перед театром начинается заметное оживление.
Надев свои самые лучшие наряды, зрители разного возраста и статуса с нетерпением предвкушают погружение в высокое искусство.
За 27 лет существования Нуриевский фестиваль стал традицией для разных поколений.
Встречи и светские беседы до начала представления перед театром - одна из них.
Несмотря на то, что все билеты на фестиваль были буквально расхватаны в первые пару дней, некоторые неторопливые или неверующие в нуриевский ажиотаж казанцы до сих пор пытаются их приобрести. Администрация театра по этому поводу разместила в фойе недвусмысленное предупреждение.
В зале, как и перед театром, суета. Все ярусы заполнены ценителями высокого искусства
Даже самые незавидные места под потолком во время Нуриевского фестиваля становятся востребованными.
Некоторые становятся поклонниками фестиваля с младых ногтей.
За полчаса до начала оркестровая яма уже полна музыкантами. За светскими разговорами собирающихся зрителей звуков не слышно, однако оркестр незаметно для них повторяет партии.
Постановка погружает зрителей во времена великой империи, о которой сложено много легенд.
Мощь золотоордынского воинства становится осязаемой.
"Золотая орда" повествует о борьбе потомков хана Батыя за его некогда мощное и грозное государство.
Есть в повествовании о великом ханстве место и любовным историям.
Однако одной из самых эффектных и запоминающихся все же является сцена ожесточенного боя, когда при соприкосновении оружия воинов сыплются искры.
В антракте зрители делятся впечатлениями за бокалом шампанского.
Слушают струнный квартет.
Среди них и самая известная ведущая Казани Анастасия. По ее словам, это первая постановка, которую она посетила в рамках Нуриевского фестиваля в этом году, и посмотреть ей очень хотелось именно ее. По секрету ведущая призналась, что посетит и гала-концерт.
В кулуарах театра, сразу за дверью на сцену, танцорами спешно оставлен реквизит. Чтобы не было казусов, каждый щит золотоордынского воина подписан фамилией танцора, который за него отвественен.
Здесь же стоят и более габаритные предметы интерьера ханского дворца.
Муляжи шлемов...
И тот реквизит и части костюмов, которые только еще появятся на сцене во втором акте.
Как только закрывается занавес и начинается антракт, на сцене начинают монтировать новые декорации.
На ханском ложе отдыхают те, кто невидим зрителю, но без кого спектакль не состоялся бы, как и без танцоров.
При ближайшем рассмотрении могучие стены дворца не столь величавы.
А танцоры, улучившие момент для передышки, видятся уже не такими грозными, как их персонажи в действии.
Сразу за дверью на сцену стоят многочисленные вешалки с костюмами, чтобы танцоры могли быстро переодеваться во время действия. Но без света рамп и антуража эпохи, эти наряды кажутся непривлекательными.
За время антракта танцоры успевают перевести дух и глотнуть воды в гримерке.
А на ханских тронах в это время восседают костюмерши.
Однако многие артисты балета предпочитают использовать антракт для очередного повтора своих партий. Эти дети - самые юные участники балета, воспитанники хореографического училища. Под руководством своей наставницы снова и снова прогоняют свой танец.
Опытные танцовщики и танцовщицы тоже без устали упражняются.
А это дым-машина, которая напускает пар на сцену.
Это - режиссерский пульт. На экранах видно зрительский зал и оркестровую яму. Благодаря чему постановка получается слаженной.
Второй акт еще более красочен. Зрители знакомятся с развлечениями ханов. Здесь и шутовские дурачества...
И праздные пляски воинов...
И танец павлинов, реквизиты для которого в антракте еще лежали в кулуарах.
В постановке задействовано около 200 человек - весь хор оперного театра, вся труппа и оркестр. Плюс техническая группа.
Несмотря на сложные костюмы, пластика танцоров превосходна.
Один из ключевых персонажей постановки - дух хана Батыя (слева серый). Это и самый хореографичный образ, поскольку исполняющий эту роль Михаил Тимаев, в течение всего представления появляется на сцене только в сером гриме и белье, так что зрители могут видеть сокращение каждой его мышцы. В финале дух хана Батыя неимоверно страдает, видя, как его империю растаскивают по кусочку потомки.
Разрушенную империю дух увлекает за собой в прошлое.
Зрители несколько минут аплодируют стоя.
Артисты срывают заслуженные овации и восторг.