Фоторепортаж: Как в Казани испытывают лекарства на животных
Ученые Научно-образовательного центра в Казани занимаются разработками лекарств. Действие новейших препаратов испытывают на себе лабораторные животные. ProKazan.ru посетил виварий на базе КФУ и узнал, как лекарства испытывают на лабораторных крысах и мышах.
Провести нас в виварий согласилась заведующий отделом доклинических исследований Альфия Иксанова.
- Не знаю, как вы добились этого, но здесь еще никто никогда не был, - сказала она мне. - Даже президент.
Это правда: получить разрешение на посещение вивария весьма не просто. Однако президента здесь не было по другим причинам. Просто лабораторные животные в виварии содержатся в абсолютно стерильных условиях. На переодевания уходит большая часть времени, а у президента его, как правило, не много.
Виварий делится на две зоны: “чистую”, где соблюдается абсолютная стерильность и условно “грязную”, где условия стерильности уже не такие строгие. Для посещения каждых зон используется специальная одежда и обувь.
Одежда для чистых зон представляет собой стерильный комбинезон с капюшоном. В комплекте к нему идет специальная обувь, резиновые перчатки и медицинская маска. Все обязано сесть идеально: Альфия строго следит за моими попытками спрятать непослушные волосы под капюшон, ни один волосок не должен торчать. Технику Альфия скрупулезно протирает спиртом.
Затем мы проходим через воздушный шлюз. Система фильтрации обдувает нас прохладным стерильным воздухом, сдувая бактерии, которые мы могли принести с собой. Обдувается и фотоаппарат, только что заботливо обработанный антисептиком.
Далее мы попадаем в помещение, где принимаются животные от поставщиков. Лабораторные мыши поступают из сертифицированных питомников с целой кипой документов. На каждую мышь есть сертификат качества и ветеринарное свидетельство.
Затем мышка попадает на карантин. За ее состоянием от 7 до 10 дней следят сотрудники лаборатории.
Мышей и крыс здесь сотни. Они разные и по размеру, и по цвету: белые, серые, даже лысые. У них нет ни имен, ни кличек. Только пол и шифр проекта. Все проекты засекречены, недопустимо, чтобы формулы попали в руки третьих лиц.
- Бывает, что нашу работу пытаются выведать, - рассказывает Альфия. - Разработки стоят миллионы, неудивительно, что за ними охотятся.
Животные содержатся в индивидуально вентилируемых клетках. В эти клетки подается стерильный воздух, а воздух из клеток тоже поступает в систему фильтрации, снова очищаясь.
Все манипуляции с животными проходят в двусторонних ламинарах. Передают мышек из помещения в помещение через специальные передаточные окна.
На базе лаборатории проводятся все виды исследований, за исключением изучения вредного действия на половую систему. На этой мыши будет опробован противоопухолевый препарат. Ученые вырастили у нее множество образований, их видно невооруженным глазом, и теперь мышь готова испытать на себе лекарство от рака.
Конечно, это не первая и не последняя мышь, которая потребуется науке. Процесс разработки лекарства невозможно уместить в рамках одного эксперимента. Чем больше информации ученые соберут о его действии, общей и специфической токсичности, тем более эффективный препарат они получат.
Выходя из “чистой” зоны нас снова обдают стерильным воздухом. Вся одежда и обувь отправляются на чистку, второй раз ее надевать нельзя.
“Грязная” зона - помещения, куда животные поступают в утиль и уже не возвращаются в “чистую”. Здесь мы снова переодеваемся, правда, все уже не так строго: одноразовый халат, перчатки, маска.
Перед вами тренажер “Открытое поле”. Здесь наблюдают за поведением мыши: куда она залезет, в какие встанет стойки. Поведенческий тест снимается на камеру и затем обрабатывается учеными.
В операционной мышам измеряют давление с помощью электродов. Трубка и маска нужны для анестезии - так животное усыпляется перед операцией. Восстанавливаются мыши в клетках здесь же.
В последнем помещении, в специальной камере животные усыпляются газом. Тела их хранят в холодильнике, упакованными в пакеты, затем утилизационная компания вывозит их в крематорий. Если животное инфицировано, тело предварительно стерилизуют.
- Опыты на животных - это всего лишь часть исследований при разработке препарата, - объясняет Альфия. - Но часть необходимая. Мы разрабатываем лекарства, препараты, которые, возможно, будут спасать миллионы жизней. Именно этой идеи мы и придерживаемся.