«Блогеры действительно могут быть авторитетами». Интервью с лучшим учителем РТ
Имя лучшего учителя России станет известно 4 октября 2019 года. Об этом стало известно сегодня на первое заседании организационного комитета Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019». Напомним, бороться за звание лучшего и представлять Татарстан будет 28-летний преподаватель биологии казанского «Лицея-интерната №2» Наиль Мирсаитов. В рамках рубрики «Правила жизни» корреспондент портала ProKazan.ru встретился с ним, чтобы обсудить настоящее и будущее системы образования.
О профессии и основных задачах учителя
Я закончил московский педагогический университет. Когда у нас была практика в московских школах, я еще больше убедился, что это мое. Конечно, возвращение в Казань – это принципиальный момент. Я вернулся в свою родную школу, это было делом чести. И сейчас я работаю с моими учителями, наставниками - это огромная ответственность.
Основная задача любого учителя - максимально доступно и качественно преподавать ученикам свой предмет. Меня самого больше интересуют вопросы повышения эффективности и качества занятий, чтобы уроки были как можно более продуктивными и практико-ориентированными. Это занимает почти все мое время и внимание.
«Самый серьезный шаг в своей жизни я сделал в 13 лет. Мне посчастливилось пройти конкурсный отбор и поступить в седьмой класс одной из лучших школ столицы Татарстана - лицей-интернат №2. Лицей - удивительное место. В нем продолжают преподавать удивительные наставники, настоящие мастера своего дела. За лицейские годы я серьезно увлекся биологией и всем, что связанно с природой и живыми организмами. Именно харизма и профессионализм преподавателей биологии определил мой жизненный выбор»
О гаджетах, YouTube и блогерах
Гаджеты оказывают очень сильное влияние на современное поколение. Мир глобализируется, и если мы говорим об образовании, то образование в том числе, меняется постоянно. Цифровые технологии сильно захватывают мир. Изменяются инструменты, которыми пользуются учителя. Часто цифровые технологии облегчают проведение занятия, проверку заданий, улучшают момент мотивации учеников. И если мы говорим о детях, они очень меняются. Преподавателю в таких условиях нужно гибко, адаптивно меняться, не придерживаясь жестких критериев, рамок, определенного подхода, от которых нельзя отступать. Еще раз говорю, нужно быть очень гибким. Иначе учитель просто не сможет находить подходы к современному поколению.
Такой ресурс как YouTube появился не так давно, но уже оказывает большое влияние на нас. И, надо сказать, в нем много полезного, там ведь есть и образовательные программы и все это в открытом доступе. Наша задача – научить пользоваться интернет-ресурсами и развивать такие качества, которые помогут ученикам создавать свой внутренний стержень.
Образование неразрывно с воспитанием. Очень большое внимание надо уделять воспитанию.
Для школьников блогеры действительно могут быть авторитетами: из-за яркой внешности, из-за количества подписчиков или по другим причинам. Но, если мы работаем в школе и непосредственно занимаемся воспитанием и образованием детей, то необходимо развивать в своих учениках характер, который позволит им не только в отношении блогеров принимать правильное решение, но и с другими людьми сохранять свою индивидуальность, иметь свою точку зрения, критически мыслить, независимо от чужого мнения.
Должна ли школа ограничивать интернет? У нас действуют такие ограничения. С 8:30 до 17:30, пока идут занятия, дети могут пользоваться только образовательными ресурсами под контролем преподавателя. Если им надо какой-то вопрос решить с родителями, они отпрашиваются и звонят. Это всё грамотно выстроено. В данном случае мы не говорим о том, что цифровые технологии полностью захватывают школу. Все должно быть дозировано.
У каждого ребенка свои интересы, свои потребности, своя одаренность. Создавая единую систему, приводя все к одному среднему, мы снижаем все эти качества. Первый вариант сложнее. Трудно сделать так, чтобы все ученики развивались в разных направлениях, и при этом управлять настолько разнообразным коллективом, выстраивая при этом общую работу. Легче, конечно, сузить рамки и развиваться одинаково, но, на мой взгляд, надо поддерживать разные интересы детей, давать им возможности.
О конкурсе «Учитель года»
В нашей школе работает победитель этого конкурса от 2017 года, учитель математики Хамидуллин Алмаз. В свое время он дошел до финала и вошел в пятерку лучших учителей России. Его пример оказал на меня огромное влияние. Он мой коллега, мой друг. Побеседовав с ним, я понял, что хочу попробовать.
Вопрос участвовать или нет, мы обсуждали всей командой. Рассчитав свои силы, приняли коллективное решение, и пошли вперед. Здесь важно понимать, что работа идет коллективная и победа принадлежит не одному участнику, а всей команде. Это довольно сложный конкурс, который требует много ресурсов от образовательного учреждения. У каждого этапа своя особенность и зона ответственности, независимо от того, соревнуешься ты в своем районе, городе или республике.
Конкурсанты проходят через несколько показательных мероприятий: открытый урок, мастер-класс для коллег, методический семинар и внеурочное мероприятие. На последних этапах участники должны разработать образовательный проект и провести тематический круглый стол. Мы проводили его с начальником управления образования Казани Ильнаром Хидиятовым и, непосредственно на республиканском этапе у нас был круглый стол «Цифровые образовательные ресурсы» с министром образования РТ Рафисом Бургановым.
Что должно измениться в системе образования и куда идти дальше
Этим летом мы были в образовательном центре «Сириус» в Сочи и участвовали в программе «Большие вызовы». Это программа для учителей. (Для справки: цель работы центра — научиться выявлять, развивать и профессионально поддерживать одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве). «Сириус» проводит огромное количество мероприятий для детей и для учителей. Я очень воодушевился. Очень разноплановая работа, выходящая за рамки школьной программы и, в данном случае, я считаю, что «Сириус» является вектором для всей системы образования.
Я надеюсь, что в каждом регионе появится подобный центр, где будут давать и теоретические знания, и различные компетенции в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.
У меня есть сайт, который представляет собой образовательно-информационный портал, на котором в открытом доступе будут публиковаться мои личные наработки и методический материал, чтобы их могли видеть все желающие. Это позволит систематизировать мой опыт.
Еще, мне кажется, важно создать высокопрофессиональное объединение учителей разных направлений не только в рамках лицея или Казани, но и на республиканском уровне.
В перспективе мечтаю, чтобы когда-нибудь учителя биологии со всей России собирались вместе в рамках образовательного форума и обсуждали стратегии образовательного развития.