Ветеран, освобождавший Крым в Великую Отечественную войну: "Это мой Крым!"

В этом году 71-летие Великой Победы в Зеленодольске отметят 123 ветерана Великой Отечественной войны. В предверии праздника корреспондент портала ProKazan.ru встретился с зеленодольским фронтовиком Гатой Галиным. Мы поговорили о военных годах, георгиевских ленточках и ужасах фашизма.

"Был ранен в бою за освобождение Крыма"

Гата Галин родом из башкирского села. Он родился 24 июня - почти день в день с началом Великой Отечественной войны. Тогда ему было всего 14 лет.

- На фронт отправился добровольцем в 1943 году, - рассказывает ветеран. - Попал в 52-й мотоциклетный полк в составе 4-го Украинского фронта. Начал войну с Сиваша. В апреле 1944 года мы взяли Керчь, потом освободили Джанкой и двинулись на Симферополь.

В Зеленодольск Гата попал случайно: его, раненного в бою под Симферополем, направили в госпиталь, который в военные годы располагался в школе №1. Осколочное ранение едва не оставило его без ноги и не лишило зрения. Зеленодольские врачи совершили чудо: спасли и ногу и глаза.

- Пролежал три месяца, подлечился, и снова на фронт, - продолжает Гата Галин. - Вернулся в Крым, вместе с боевыми товарищами участвовал в освобождении Севастополя.

Потом молодого бойца перебросили на 1-й Белорусский фронт. Наш земляк форсировал Вислу, освобождал Варшаву, а 2 мая уже шел по улицам Берлина.

- Победу встретил в Брандербургской крепости, - вспоминает ветеран. - Это была неописуемая радость. Салютовали из всех видов оружия.

По словам фронтовика, за те три месяца, что он провел в Зеленодольске, город так понравился ему, что он решил сюда переехать. Здесь он и живет со своей женой - Фазией Юнусовой. В этом году супруги отметили серебряную свадьбу.

- Вы участвовали в освобождении Крыма от фашистов. Рады тому, что он вернулся в Россию?

- Бесконечно рад. Для меня Крым - это как вторая родина. Никогда не думал, что Хрущев вот так просто возьмет и подарит его Украине. Сейчас все говорят "Крым наш!", но для меня - это мой Крым.

"Моего отца расстреляли из-за доноса, но Сталина я не виню"

Отца Гаты Галина репрессировали, как врага народа.

- Забрали в 1937 году и расстреляли ни за что, - говорит ветеран. - Он был муллой, но при этом работал в колхозе плотником. Однажды сделал замечание председателю колхоза. Тот затаил обиду и написал ложный донос на отца, мол, враждебно относится к советской власти.

В глазах собеседника проскакивает искорка злости. Он до сих пор жалеет

- А как вы относитесь к Сталину? Вините его в смерти отца?

- Много перегибов у него было, но много и положительных качеств. Безвинных много угробил - вот беда. Но в смерти отца не виню - понимаю, что вина косвенная. Не он ведь тот донос написал.

Нашу беседу прерывает звонок в дверь. Гата Галин выходит из комнаты и возвращается с двумя большими конвертами. "Почтальон", - объясняет он. Садится за стол и распечатывает письма. В одном - поздравление от президента России Владимира Путина, в другом - от главы Татарстана Рустама Минниханова.

"Больно видеть, как молодежь носит георгиевские ленточки"

- Что для вас - человека, который прошел Великую Отечественную войну - значит георгиевская ленточка?

- Для меня - это память, символ, по которому раньше можно было узнать бывшего фронтовика. Сейчас его используют бесконтрольно. Очень больно видеть, когда ленточку цепляют куда-попало.

- В последнее время среди молодежи проскальзывает мнение, что, если бы вы - фронтовики - не выиграли ту войну, то сейчас мы жили бы как в Германии.

- Так думать - это безумие. Если бы они пережили то, что выпало нам, они бы так никогда не говорили. Они не видели, как немцы сгоняли всех жителей деревень в сарай и сжигали сживьем. Не видели, как фашисты насаживали на штыки грудных младенцев и сбрасывали в колодец.

- Сейчас май, и все вокруг вдруг вспомнили о ветеранах - цветы, подарки, "спасибо деду за победу"... А как проходят остальные 11 месяцев?

- Из ветеранов-фронтовиков превращаемся в обычных людей. Бывало, приходишь в поликлинику и хочешь пройти без очереди, как и положено, столько грубостей в свой адрес услышишь. Поэтому я сейчас просто встаю в очередь со всеми - нервы не хочу портить.