Чтобы казанцы перестали переходить дорогу уткнувшись в телефон, помогут только штрафы

Нынешний век – век людей, уткнувшихся в смартфоны. Их нарекли «смомби» – от слов «смартфон» и «зомби». Мир виртуальный отрезает их от мира реального, зачастую приводя к весьма плачевным последствиям. Сегодня смомби становятся причиной чуть ли не каждого восьмого ДТП. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагает на законодательном уровне штрафовать людей, пользующихся смартфонами на проезжей части.

Ранее опасность создавали водители, отвлекающиеся на телефон во время вождения. Влияние гаджетов на количество происшествий на дорогах выявили уже в прошлом веке, отмечает Давыдов. После этого многие страны ввели штрафы за подобные нарушения. Так, в России использовать телефон за рулем без устройства hands free запрещено с 2007 года. Однако, отвлечением на гаджеты грешат не только водители, но и пешеходы, а также люди на велосипедах, самокатах, гироскутерах и других средствах индивидуальной мобильности.

Всемирная Организация Здравоохранения уже с 2013 года активно призывает проводить мероприятия, информировать пешеходов и велосипедистов во всех странах об опасности использования гаджетов на проезжей части. Однако во многих из них, в том числе в России, данное явление не признано правонарушением, соответственно, до сих пор нет законных мер пресечения смомби на проезжей части.

В материале проекта «20 идей по развитию России» автор приводит довольно интересные, при этом важные факты, которые выявило исследование ученых из Китая. Они пришли к выводу, что смомби, в отличие от людей без гаджетов, становятся нарушителями ПДД в два раза чаще. Смартфон буквально тормозит людей: с ним каждый пятый позже начинает переходить дорогу. Значит, каждый пятый часто может и не успеть ее перейти, пока горит зеленый.

Еще один важный момент – смотреть по сторонам до начала перехода. Этим пренебрегают 31% пешеходов без гаджетов. А вот у смомби данный показатель равен 61%. Кто вероятнее всего угодит под колеса?

Что касается России, исследования свидетельствуют о том, что местные жители тратят на мобильные приложения 4,3 часа в сутки. Это лишь средний показатель, который ежегодно растет. Определенный промежуток данного времени, безусловно, затрачивается во время ходьбы или езды по улице на велосипеде. Особенно это касается старшеклассников, 72% которых используют смартфон по дороге в школу, общаясь в социальных сетях или слушая музыку.

Гаджеты уже прочно закрепились в списке факторов, отвлекающих внимание, как следствие, приводящих к разным, порой плачевным инцидентам. Так, наряду с едой на ходу, попыткой отыскать в сумке вещь и взглядом на часы есть и музыка в наушниках, разговоры по телефону, а также переписка в мессенджерах.

Госавтоинспекция регулярно повторяет и подчеркивает единственный приемлемый вариант общения по мобильному телефону. Для водителей – это разговор в статичном состоянии, скажем, в припаркованной машине. Для пешехода или велосипедиста – вне проезжей части.

Человеческий мозг не в состоянии одновременно контролировать и виртуальный мир в смартфоне, и реальный – вокруг. К сожалению, некоторые пешеходы возвращаются в реальность только от визга тормозов автомобиля. Но есть более безопасные варианты переключения внимания.

Так, в Сингапуре установили пешеходные переходы с дымовой завесой. А в Казани и Грозном в асфальт смонтировали световую сигнализацию или установили над переходами дополнительное освещение. Во многих городах на тротуары наносят предупреждающие знаки. А для водителей придумали знаки «Осторожно, люди с гаджетами». Также выдвигалась идея другого технического контроля для смомби – мобильного приложения с оповещением о приближающемся автомобиле.

Однако, пожалуй, самым эффективным методом для предотвращения ДТП из-за смомби были и остаются денежные санкции. В отдельных городах Китая и Литвы ввели штрафы для пешеходов за использование смартфона на проезжей части. А в ряде стран, таких, как Нидерланды, Израиль, Германия, Дания и Бельгия могут назначать штрафы велосипедистам, пользующимся мобильными устройствами во время езды.

Для улучшения ситуации на дорогах автор проекта «20 идей» Дмитрий Давыдов предлагает ввести в России систему штрафов для пешеходов, велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности за использование гаджетов при пересечении проезжей части. А средства, вырученные из штрафов, Давыдов предлагает направить на создание безопасных пешеходных переходов и совершенствование городских инфраструктур для велосипедов, самокатов, гироскутеров и т.д.

В результате таких мер люди будут меньше отвлекаться на разговоры, социальные сети, и прочие занятия во время нахождения на участках повышенной опасности. Пешеходы станут быстрее переходить дорогу, что даст преимущество автомобилистам.

Оказание законодательной поддержки предложениям Дмитрия Давыдова со стороны государства не только сократит количество дорожно-транспортных происшествий, но и приведет к снижению смертности.