Без омывайки, тосола и аккумулятора — как справлялись осенью советские автолюбители

Полвека назад, когда наступала осень, автомобил...

drive2.ru

Полвека назад, когда наступала осень, автомобилисты заранее начинали подготавливать своих железных коней к холодам.

Даже небольшое похолодание заставляло мотор вести себя иначе — машина становилась менее отзывчивой, появлялись перебои в работе. Проблемы могли быть связаны с, казалось бы, простыми деталями — например, с воздушным фильтром.

Случай, произошедший в середине 1970-х, напоминает об этом. Один водитель заметил, что его автомобиль начал терять тягу. Отец, более опытный автолюбитель, сразу задал вопрос: переставил ли он крышку воздушного фильтра в зимнее положение? Это был стандартный осенний ритуал — перевести подачу воздуха в двигатель с внешнего холодного на тёплый, идущий от выпускного коллектора. Такое простое действие помогало избежать перебоев в работе мотора.

На старых моделях крышка крепилась барашками, но позже появились гайки — результат заводских доработок. Несмотря на кажущуюся мелочность, подобная регулировка оказывала заметное влияние на устойчивость работы автомобиля в холодное время.

Осень — последняя активная пора для автомобилистов

В Советском Союзе осень считалась финалом активного автомобильного сезона. После неё наступал длительный перерыв, во время которого машины оставались в гаражах до весны. Причин этому было много. Покупка автомобиля тогда была крупным событием, часто приобретённым «на всю жизнь», поэтому владельцы стремились минимизировать износ в сложных условиях.

Дачный сезон завершался, а большинство поездок было связано именно с загородными участками. Кроме того, зимние шины были в дефиците, как и специальные масла. Большинство автолюбителей использовали всесезонные составы, эффективность которых в сильный мороз оставляла желать лучшего.

Не меньше проблем вызывали аккумуляторы — их нельзя было просто купить. Часто батареи продавались только по предварительной записи, и зимой их замена превращалась в настоящую проблему. Это делало эксплуатацию автомобиля в мороз крайне затруднительной.

Маленькие детали, создававшие большие неудобства

Осенью начинали проявляться первые признаки приближающейся зимы. Например, вода в бачке стеклоомывателя замерзала. Несмотря на то что в продаже существовали специальные незамерзающие жидкости, в свободной продаже они встречались редко. Некоторые пытались заменить воду на спиртосодержащие жидкости, вплоть до водки — решение сомнительное, но действенное. Однако специфический запах был сильным и неприятным.

Систему охлаждения многие также наполняли обычной водой, особенно летом. Но при первых заморозках это могло привести к серьёзным последствиям — в буквальном смысле, к разрушению двигателя. Чтобы избежать этого, водители сливали воду на ночь, а утром снова наполняли систему подогретой жидкостью. Появление «тосола» в 1970-е годы стало настоящим спасением — он значительно упростил эксплуатацию в холодное время.

Проблема запотевания и запуск двигателя

Одной из распространённых трудностей было запотевание стёкол. С ним боролись как могли: приоткрывали окна, пользовались печкой, смазывали стёкла специальными средствами или просто вытирали их тряпкой прямо во время движения. Особенно тяжело приходилось с задними стёклами — к ним просто не дотянуться.

На некоторых моделях, таких как ГАЗ-2410, встречался обогрев заднего стекла — функция редкая и ценная для того времени.

С пуском двигателя также не всё было просто. В отсутствие бустеров и других современных приспособлений, на помощь приходил «кривой стартер» — ручная пусковая рукоятка. Её использовали в случае разряженного аккумулятора. Такие устройства сохранялись на легковых автомобилях до 1990-х годов, а на грузовиках — ещё дольше.

Многие возили с собой провода для «прикуривания». Несмотря на грубое исполнение, они действительно работали и справлялись с задачей. Солидарность среди водителей была высокой — редко кто отказывал в помощи, если требовалось «прикурить» чужой автомобиль.

Заключение

Автомобиль в советскую эпоху требовал внимания, подготовки и смекалки, особенно в межсезонье. Осень становилась временем, когда автовладельцы принимали важные решения: законсервировать машину до весны или попытаться продержаться до первых серьёзных морозов. Каждый элемент, от фильтра до охлаждающей жидкости, имел значение. И хотя условия были далеко не простыми, люди находили способы справляться с трудностями.

Есть жалобы? Канал для добрых казанцев, которых вывели из себя. Делитеcь тем, что вас разозлило: Злой Казанец