Всемирно известный баянист и заслуженный артист РТ Айдар Гайнуллин, сыграв в переходе, заработал 2178 рублей
Всемирно известный баянист и народный артист Татарстана Айдар Гайнуллин сыграл в переходе московского метро, заработав за полчаса 2178 рублей. Такой эксперимент провела газета "МК". Это стало своеобразным ответом на концерт скрипача Джошуа Белла в холле метро на Union Station в Вашингтоне. Вместе с ним играли девять учеников, рядом кучковалась пресса, а семь лет назад маэстро провел эксперимент «в чистом виде»: спустился в метро инкогнито, где 45 минут играл классику на скрипочке Страдивари 1713 года. В тот день его никто не узнал, общая же выручка составила порядка 30 долларов.
Выступление в переходе решили провести, чтобы экспериментально установить две вещи. Первая: неужели москвичи настолько равнодушны ко всему, что трепетная, рьяная игра «звезды» ни на миг не тронет их сердца? Второе: смогут ли люди как-то отличить высокий класс от обычной музыкальной игры в переходе?
- Ой холодно-то как... — Айдар не ожидал «жесткой реальности», потрогав скамейку.
- Слушай, ну ты ни секунды не мандражируешь! — удивился журналист поведению артиста.
- Какие проблемы? Это же моя точка! Десять лет здесь сижу! Ну-ка встали все вокруг и хлопаем! — пошутил баянист. — А если серьезно — всегда мечтал влезть в шкуру уличных музыкантов. Но с одним условием: сыграть не так, как они, а по другому, лучше, круче, донести до людей мощную музыку, возвысить ее. Ведь так обидно в душе, когда идешь в метро — а на баяне кто-то весьма посредственно играет...
Айдар взялся за меха, «пробасив» начало реминорной токкаты Баха. Публику проняло мгновенно, и это при том, что акустический коридор для того, чтобы услышать музыканта, достаточно короткий — метров 10-15. Это расстояние человек проходит за 2-3 секунды. Но даже этого хватило, чтоб через две минуты спешащие люди стали оглядываться, а потом и группироваться вокруг Айдара, внимая Баху в восторге.
И только потом выяснится, что ни Пьяццолла, ни Вивальди, а именно баянный Бах «заставил» людей накидать крупные купюры — сторублевки посыпались справа и слева.
Первой Айдара «раскусила» случайно проходящая мимо девушка со скрипичным футляром за спиной. Она совершенно не ожидала, что когда-либо в ее жизни в московском переходе появится человек, попадающий в ноты. Долго и пристально смотрела, потом взяла смартфон и стала снимать сие чудо. Что делать — профессионала не обманешь.
Но и без девушки вокруг Айдара уже сформировался кружок поклонниц, также снимающих «переходного гения» на телефоны.
- Ты чего ж сидишь здесь, милок? Так стараешься... Неужели больше тебе негде? — Качает головой сердобольная тетечка.
- Деньги нужны, а зарплата в музыкальной школе маленькая, — отзывается Гайнуллин, — Да и ставки по кредитам в России ужасно высокие (для справки: Гайнуллин более менее постоянно проживает в Германии, имея там дом, так вот сейчас ему предлагают кредит, чтоб этот самый дом отбить, всего под 1,9% годовых, — Я.С.).
Кстати, не так давно у Айдара уже был необычный концерт на высоте в 10 000 метров. Музыканты летели из Венеции в Москву. И вдруг стюардесса подходит к Гайнуллину и говорит: «Вас просят поиграть в бизнес-классе». Айдар достал с верхней полки баян, стюардесса держала микрофон громкой связи и обаяние «Либертанго» Пьяццоллы разлилось по всему салону. А после музыканту подают поднос: «Вам одна женщина из бизнес-класса передала $2000». Айдер не растерялся и воскликнул: «А теперь я исполню «Чардаш» Монти!». Как только «Чардаш» был отыгран, Гайнуллину опять несут поднос — вот вам еще $10 000.
- И у меня получилось, что на высоте в 10 000 метров за 10 минут я заработал — пересчете — 10 000 евро, — смеется музыкант.
В финале уличного представления Айдар размашисто заиграл We Will Rock You группы Queen, тем самым окончательно покорив людей, громко аплодировавших мастеру минут пять...
Затем посчитали деньги.
- Ну что, умыл я Джошуа Белла?
- У него было только $30, у тебя же по курсу — $55. И за меньшее время.
- Это так поразительно, что за классику москвичи давали больше, чем за Queen! Нет, народ наш нельзя назвать потерянным. Бегущие на работу люди, ловили хорошую музыку как глоток свободы...
Часть денег тут же отдали сидящей в переходе нищей старушке.
Итак, в сухом остатке:
- 30 минут длился концерт.
- около 1000 человек прошло мимо нас в общей сложности.
- 2178 руб. ($55,13) подали (две 500-рублевые купюры).
Справка
Айдар Гайнуллин (12 января 1981) — российский баянист с мировым именем, известный вокалист и композитор, академик кинематографических искусств, заслуженный артист РТ, обладатель Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория». Обладатель кинопремии на XX Открытом Всероссийском кинофестивале «Кинотавр» в номинации «Лучшая музыка к фильму» (за фильм Ивана Вырыпаева «Кислород»). Лауреат 18 международных конкурсов баянистов и аккордеонистов. Музыка в исполнении Айдара Гайнуллина звучит в лучших концертных залах мира: в Большом зале Берлинской филармонии, зале Gaveau (Париж), зале Wigmor (Лондон), Кеннеди-центре (Вашингтон), Московском международном доме музыки, Государственном кремлевском дворце и т. д. Помимо баяна, играет также на аккордине.
Ещё школьником он начал завоевывать призы на конкурсах исполнителей на народных инструментах. В студенческие годы он выиграл все самые крупные премии на международных соревнованиях («Кубок МИРА» (Лондон), Klingenthal (Германия), Arrasate Hiria (Испания), Castelfidardo (Италия) и т. д.). Был стипендиатом нескольких фондов: «Новые имена», им. Мстислава Ростроповича, «Русское исполнительское искусство», DAAD. Айдар Гайнуллин оказался едва ли не самым молодым исполнителем, о котором Министерство культуры снимает документальный фильм.