В Казани началась вторая волна национал-сепаратизма

Несколько дней назад портал ProKazan.ru писал о намерении федеральных властей разместить в Ульяновске перевалочный пункт НАТО (см. "Татарстанские политики против размещения НАТО по соседству с республикой"). Незадолго до этого активисты радикальной организации "Азатлык" выразили свое одобрение данной инициативы центра. Ее участники провели в Казани публичную акцию в поддержку создания в Ульяновске транзитного пункта Североатлантического альянса.

- Мы испытываем сильнейшую информационную блокаду, - пояснил ProKazan.ru лидер союза татарской молодежи Наиль Набиуллин, - наши проблемы не выходят за пределы России. Появление здесь НАТО – это хорошая возможность прорвать эту блокаду, чтобы наши чаяния услышали в мировом сообществе.

Ранее несколько наиболее влиятельных активистов организации инициировали еще один пикет возле турецкого консульства в Казани. Объясняя мотивы этой акции, Наиль Набиуллин сказал, что полагался на солидарность со стороны мусульман Турции. Тогда национал-сепаратистам не удалось привлечь к акции достаточного количества людей из числа своих сторонников. Транспаранты, принесенные на пикет, некому было держать.

Начало "второй волны" национал-сепаратисткого движения в Татарстане подтвердил и руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.

- Такой массовости, как в 90-е не будет, это очевидно, - объяснил порталу ProKazan.ru эксперт. – Все будет зависеть от ситуации в стране. Если политический курс Путина будет носить положительный характер, эта проблема отпадет.

Корреспондент ProKazan.ru побеседовал о данной проблеме с заведующим кафедрой конфликтологии КФУ, профессором, доктором политических наук Андреем Большаковым.

- Действительно ли имеет место всплеск радикальных настроений в республике, или, по-вашему, проблема сильно преувеличена?

- В Татарстане можно говорить о некоем всплеске национализма, но связан он с общероссийским контекстом: ситуация стала менее управляемой властями, властям перестала доверять значительная часть населения. Этим воспользовались различные политические силы, в том числе несистемные. Мне кажется, что эта общая нестабильность повлияла на лидеров национального движения: они решили, что пришло время, когда можно достаточно спокойно высказать свои взгляды. Мы увидели увеличение радикальных настроений в обществе, поскольку оппозиция в Татарстане достаточно маргинальная.

Недавно националистическая группировка "Азатлык" устроила акцию около турецкого консульства. Они развернули транспаранты, а рук, чтобы держать эти транспаранты, не хватило. Это говорит о количестве, и о маргинальном характере людей, которые поддерживают это движение. Известно, что сейчас ими осуществляются попытки "рекрутировать" в свои сторонники как можно больше представителей молодежи. Здесь, мне кажется, они тоже не преуспевают. Большинство людей от этого отказываются. Больших групп участников для своих акций они набрать не могут, но прославились своими громкими радикальными заявлениями. Мне кажется, что это удел небольшой группы лиц, и кратковременный всплеск – широкая общественность просто не обращает на это внимание.

- Чаще всего характер межэтнических отношений отражает общую картину происходящего. Почему общесистемные проблемы находят свое выражение в обострении именно национального вопроса?

- Потому что это сфера, которую люди чувствуют наиболее близкой к своей повседневной жизни. Мы ведь не все задумываемся о вопросах большой политики, – это удел профессионалов, - а о вопросах культуры, развития языка задумываемся и в повседневной жизни. К примеру, люди имеющие детей, всегда думают, какой язык должен учить их ребенок. Человек с начальным уровнем образования четко может представлять, что нужно для развития его этнического самосознания.

- Активисты "Азатлык" объясняют свое поведение невниманием к их проблемам: отсутствием татарского федерального канала, ведением в Татарстане судопроизводства только на русском, и т.д. Быть может, если дать им возможность реализовывать свои культурные потребности, проблема отпадет сама собой?

- Суды – это федеральная структура, и если производство вести на разных языках, будет очень сложно сопоставлять документы. А федеральный канал – это положительная идея. Если это будет реализовано федеральным центром, и это будет канал, транслирующий из Москвы на всю территорию России, это будет иметь только положительное "звучание". Мне кажется, что в этом заинтересована сама федеральная власть. Жители регионов, где татары живут компактно, смогут сажать перед телевизионными приемниками своих детей, которые смогут через это учить язык, приобщаться к культуре.

- В своей предвыборной статье Путин говорит о необходимости создать такую школьную образовательную программу, при которой человек любой национальности найдет себе комфортное место в российской истории, будет ощущать себя ее неотъемлемой частью. Это не утопия?.. Придется ли нам снова переписывать учебники истории?

- Думаю, отчасти утопия. В учебнике по истории России вряд ли будет уделено достаточное внимание жителям всех областей. Можно ввести учебники по истории региона. Но возникнет масса вопросов: сколько часов уделить предмету, и т.д. Есть еще один момент: если ребенок, к примеру, из марийской семьи учится в Санкт-Петербурге… будут ли там учитывать желание изучать историю Марий Эл?

- Сейчас запрещена регистрация региональных партий, но ведь из федерального центра не видно всех проблем региона. Возможно, региональные, областные партии смогли бы лучше справляться со стоящими перед ними задачами?

- Стоит подумать об отмене этих норм закона. У нас есть субнациональные интересы, характерные только для жителей республики. Мне представляется, что существование региональных партий должно иметь место. Но здесь нужен жесткий контроль: если это партия, которая исповедует экстремистскую идеологию, то она должна быстро запрещаться, а ее представители должны быть преданы суду.