Узница фашистского концлагеря: "Каждый день на глазах дети, умирая, просили кусок хлеба"
В силу особенностей материала мы решили сохранить письмо без изменений. Галина Середа пережила многое и решила рассказать о тех месяцах, которые она провела в концлагере.
- В моей душе - обелиск скорби. В этом году, как обычно соберутся около трехсот человек во всей республики - бывшие узники фашистских лагерей. Буду среди них и я, Середа Галина Михайловна, находившаяся в заключении 28 месяцев.
Мне было 11 лет, когда началась война, и 15 - когда все закончилось. Мне пришлось пережить бомбежки, пожары, оккупацию, плен. Три года провела на Смоленщине партизанский отряд, связной у генерала конного корпуса, в Брянских лесах, в отряде имени "Дедушки".
Выходили мы на вражескую территорию, передавали сведения. Только дети в то время могли беспрепятственно ходить по селам. Немцы нас не трогали. Взрослым нужны были пропуска.
"Трупы лежали в вагонах штабелями. Каждый день на глазах дети, умирая, просили кусок хлеба. В концлагере нас переодели в робы."
- Фашисты взяли меня в плен в 1942-ом году. Всех детей и женщин посадили в товарные вагоны и повезли на запад. Поезд с заключенными шел 3 месяца. Нас не кормили и не поили.
Трупы лежали в вагонах штабелями. Каждый день на глазах дети, умирая, просили кусок хлеба. В концлагере нас переодели в робы. Лагерь был огромный, десятки бараков с сотнями людей внутри.
Через ад проходили не только советские люди, но и французы, поляки и люди других национальностей. Газовые печи к тому времени были потушены, но все равно на них было очень страшно смотреть.
Съедали все, что можно было положить в рот. Съели всю зелень, обглодали кору деревьев, обсасывали кожу ботинок. При этом фашисты выкачивали из нас кровь. Немцы любили развлекаться. Однажды меня посадили на табурет перед «зрителями» - немцами и смеха ради клещами вырвали мне все зубы.
"Однажды меня посадили на табурет перед «зрителями» - немцами и смеха ради клещами вырвали мне все зубы."
- Один раз в месяц в лагере проводилась ярмарка. Живым товаром были мы. Стоили от 1 до 25 марок. Ценники были прикреплены к нашей одежде. Никто из моих знакомых-выживших, и я в том числе, не смог потом родить здорового ребенка. Мы работали на каменоломнях, батрачили на полях, выполняли всю самую тяжелую работу.
Когда наша армия начала приближаться, немцы подожгли бараки вместе с людьми. Белорусские партизаны пришли на момощь и вытаскивали людей из огня. Спасли и меня с 7-летней сестренкой.
Наш долг - удерживать в памяти те события, сохранять мир, помнить и предостерегать людей от такого явления, как фашизм!
Галина Середа выбрала самую мирную профессию - она стала учителем. 40 лет она преподавала в одной и той же школе № 122. Она – народный учитель ТАССР, заслуженный учитель СССР.
Ученики ее разбросаны не только по всей стране, но есть и за рубежом. И многие из них до сих пор помнят своего строгого, но справедливого учителя, пишут ей письма, звонят.
У Галины Михайловны в память о тяжелых годах есть много наград. Есть среди медалей и «За оборону Москвы». Но самая дорогая для нее медаль Жукова.