То, что уродует облик города: в "Смене" открылась выставка, приближающая Казань к Европе
После длительного перерыва Центр современной культуры "Смена" наконец-то представил казанцам новую выставку - "ТЦ. Время цветных сараев" московского художника Павла Отдельнова. Экспозицию можно увидеть в большом зале, который тоже подвергся изменениям.
Обновленные белые кирпичные стены, большое светлое пространство - "Смена" стала похожа на те далекие, эффектные, эвропейские галереи, которые мы видим разве что в арт-хаусном кино. Впечатление колоссально изменилось - прогуливаясь по выставке, чувствуешь, будто переместился в другую страну.
Вся эта атмосфера очень хорошо помогает отвлечься от мирской суеты, собственных проблем и погрузиться в другой мир. Разглядывая любопытные экспонаты выставки, задумываясь о том, какое именно сообщение автор хотел нам передать, можно пройти настоящий курс релаксации.
О чем же новая выставка? Исследование автора посвящено влиянию промышленности на природную среду.
Павел Отдельнов - московский художник - фиксирует переходные формы российского пейзажа городских окраин: панельные многоэтажки, линии электропередач, полупустые промышленные комплексы и возникающие в этих пространствах приметы нового времени.
Массовое появление крупных торговых центров в Европе и США началось примерно в 50-е годы, в России и на постсоветском пространстве естественно гораздо позже - только в 2000-х.
И все это продолжается до сих пор, распространяясь от городов-миллионников к периферии. Постройки возникают рядом со спальными районами и промзонами, меняя жизнь людей.
Если посмотреть на процесс строительства типичного торгового центра, то можно увидеть, как сменяют друг друга яркие вывески и мелькают баннеры. На работах Павла Отдельнова торговые центры буквально изображены как компьютерная ошибка.
Вписанные в постсоветские микрорайоны, брошенные или недостроенные торговые центры выглядят, как нарушение в ландшафте и одновременно становятся символом нестабильной экономической ситуации.
- Меня как художника интересуют приметы времени. Я стараюсь заметить то, что через некоторое время станет визуальным образом эпохи, - рассказывает художник. - В своем проекте я размышляю о том, как изменился привычный постсоветский пейзаж с середины нулевых годов.
В центре моего внимания — архитектурный феномен цветного сарая, как здания, противопоставляющего себя всему окружающему пейзажу.
Издалека кажется, что экспонаты выставки - это фотографии серой России, на которые нанесли разноцветные закладочки, которыми мы пользовались в школьные годы.
Но стоит подойти поближе, и понимаешь, что изображение нарисовано масляными красками на холсте, и яркие вспышки цвета также аккуратно прорисованы.
На выставке Отдельнова хочется рассматривать мелкие детали, хочется обращать внимание на мелочи и придавать значение контрастам.
Помимо серии с торговыми центрами, художник представил один необычный проект - "I shop therefore I am" (в переводе - "Я покупаю, следовательно, я существую"). В ней автор выступает как потребитель, вовлеченный в систему товарно-денежных отношений.
Отдельнов оформил банковскую карту и расплачивался ею на протяжении нескольких месяцев, отслеживая весь процесс. Создатель хотел продемонстрировать круговорот денег в нашей жизни, объяснить, что в современном мире все сводится к тому, чтобы зарабатывать и тратить, а затем снова зарабатывать.
Справка
Павел Отдельнов родился в 1979 году в Дзержинске. В 1999 году окончил Нижегородское художественное училище, в 2005 – МГАХИ им. В.И. Сурикова - живописный факультет.
В 2007 году окончил аспирантуру Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова по творческо-исполнительской специальности, а в 2015 — Институт проблем современного искусства.
С 1999 года по настоящее время живет и работает в Москве. Участник коллективных выставок в Государственном русском музее, Третьяковской галерее, Музее Москвы, Центре современного искусства Винзавод; автор специального проекта для 6-ой Московской биеннале современного искусства.