Писатель Милованов объявил войну ссудному проценту и ростовщикам

Писатель Милованов объявил войну ссудному проценту и ростовщикам

Фото редакции

Известный писатель и драматург Максим Милованов бросил перчатку ростовщичеству и философии обогащения через ссудный процент.

Интервью писателя Максима Милованова, автора скандальной драмы «Ростовщики» порталу «Культурология» похоже на социальный манифест. В то время, когда банковские приложения все глубже проникают в наш быт, писатель призывает отказаться от них, как и в целом от такой формы обогащения, как ссудный процент. «Изгнать внутреннего ростовщика» - именно так называется нашумевшее интервью писателя, которое тиражируется сейчас во многих пабликах и телеграм-каналах. Вот основные выдержки и тезисы, с которым точно стоит ознакомиться.

Только представьте себе: глобальный финансовый крах! Полное исчезновение денег! Смотришь в смартфон, в банковское приложение, а там пустота. И на всех счетах в мире абсолютный ноль. Такова развязка драмы Максима Милованова «Ростовщики».

Главные герои книги, рассуждая о жестоких последствиях подобного финансового катаклизма, с ужасом думают о том, что вот сейчас они будут вынуждены выйти из своих офисов и заняться каким-то физическим трудом.

Мир, где миллиарды безработных, никому не нужных офисных клерков, где снова востребованы кузнецы и плотники. Мир, где непонятно – беден ты или богат!? Не правда ли – какой-то кошмар? Апокалипсис? И все это натворили они – борцы с ростовщиками!

Откуда ноги у «финансового апокалипсиса»?

Первопроходцами в борьбе с ростовщичеством считались члены святой Каппададокийской троицы, жившие в трехсотых годах нашей эры во времена правления византийского императора Юлиана Отступника. Григорий Нисский, Григорий Богослов и Василий Великий (Кесарийский) – вот их имена.

Главным идеологом считается епископ города Ниссы Григорий Нисский, который написал, по сути, первый манифест, обличающий философию ссудного процента – трактат «Против ростовщиков». Именно он – главный герой книги Максима Милованова «Ростовщики».

- В «Ростовщиках» использовано много цитат Григория Нисского, - подчеркивает автор. - Сказанное им почти две тысячи лет назад актуально и по сей день.

С этим трудно не согласиться. Вот, например, одна из цитат, где Григорий Нисский лаконично и емко описывает суть ссудного процента:

«…как просящему пить, ростовщик подает не воду, а вино, доставляя на малое время удовольствие, а по прошествии времени причиняет тому сильнейшую жажду. Так и ссужая деньгами, ростовщик не прекращает нужду, а лишь усиливает несчастье…»

Григорий Нисский, вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Богословом, пожалуй, самая известная троица святых мучеников, чьи иконы украшают практически все храмы мира. Немного странно, что их борьба с «абсолютным злом» – так они называли ростовщичество – практически никак не отражена в литературе. «Ростовщики» Милованова, пожалуй, первое произведение на данную тему.

Раскрывая в своем интервью глубинную суть своего произведения, автор предлагает взглянуть на проблему ссудного процента шире.

Автор говорит о том, что ростовщики – это не только банкиры, ростовщики – это мы! Мы сами приняли правила игры, где ссудный процент превратился в норму, где самое презренное в древности занятие стало нормальным способом ведения бизнеса.

- Мы боимся говорить себе правду о том, что в нашем ценностном фундаменте есть большая червоточина. Нашей истинной верой давным-давно стали деньги! Нашим богом давным-давно стал ссудный процент! Если кто-то хочет поспорить, пусть вспомнит свою самую затаённую мечту. Наверняка она звучит примерно так: не трудясь, ничего не делая – быть сказочно богатым. Так это и есть основная фабула ростовщичества.

Вот что по этому поводу говорит все тот же Григорий Нисский:

«…праздна и своекорыстна жизнь лихоимца-ростовщика. Не знает он ни труда земледелия, ни искусства торговли, а сидит на одном месте, кормя у очага животных. Он хочет, чтобы для него все росло без посева, без пахоты. Его плуг – это перо, земля – это бумага, семя – чернила, дожди – время. Его серп – взыскание денег, его овин – отнятое имущество…»

Возможен ли мир без заемных денег?

- Многие говорят: невозможно прожить без банков, без заемных денег. Но если по-честному, толком никто и не пробовал так жить. Разве только при социализме, где существовали некие слабые отголоски анти-ростовщичества - беспроцентные кассы взаимопомощи по принципу: сколько занял – столько и отдал. Но социализм рухнул, и под эту лавочку списаны в архив абсолютно все попытки выстроить хоть какую-то систему, в которой есть фундамент социальной справедливости, основа для тех самых общечеловеческих ценностей, о которых все так много говорят, - подчеркивает Максим Милованов.

- Убрать такую форму обогащения, как ссудный процент, покончить с философией ростовщичества – разве это не есть те самые общечеловеческие ценности и принципы социальной справедливости? Функции заемной организации может взять на себя государство. Займы без процентов – отличная и очень понятная разъяснительная табличка под структурой, которую мы привыкли называть государством. Вот тогда всем окончательно станет ясно – зачем же нужны государства, для чего необходимы налоги, - разъясняет автор «Ростовщиков».

На взгляд писателя, необходим всего один предельно конкретный шаг – законодательный запрет ссудного процента как разновидности бизнеса, как формы обогащения. А все остальные «стратегии и тактики» уже потом. Когда люди научатся жить в условиях настоящего, а не мнимого социального равенства.

Вечный ссудный процент – наше возможное будущее!

В книге «Ростовщики» есть интересный момент, когда главные герои рассуждают на тему: неужели Создатель придумал нас всех именно для того, чтобы мы дурили друг друга при помощи бумажек и цифр? Неужели в этом наше предназначение?

- Какую финансовую веру, какую идеологию выбрать? Исторически данный вопрос повторяется снова и снова. Самое первое противостояние случилось в Византии. Тогда первосвященники со своими принципами социальной справедливости проиграли носителям культа легкой наживы и на свет появились первые банки. Вторая точка водораздела случилась после революции 1917 года. Победившие большевики лишь казались утопистами, они не смогли, а точнее не захотели одолеть ссудный процент. Новый переломный момент уже где-то рядом. Очевиден запрос людей на обновление фундаментальных принципов социальной справедливости. Запрос усиливается по мере того, как ростовщичество проникает в нашу повседневность. Я про банковские приложения, которые уже вовсю хозяйничают в наших смартфонах и кошельках, - говорит автор.

- Вечное бесплатное обслуживание кредитных карт! Об этом сейчас кричит реклама банковских услуг. Ключевое слово тут – «вечная», - расставляет акценты Милованов. - Вечная карта, вечные должники, вечный ссудный процент. Отличное будущее для вечных ростовщиков! Не кажется ли, что это уже слишком? Пора удалить ростовщичество - сначала из своих смартфонов, а затем и из своей головы. Пора изгнать внутреннего ростовщика!