Ответы ГИБДД: автобусные полосы, обгон, полицейский-автохам
Портал ProKazan.ru в рамках рубрики "Вопросы-ответы" продолжает разбирать неоднозначные дорожные ситуации и отвечать на вопросы по нарушениям ПДД. Казанские автомобилисты могут присылать любые интересующие вопросы, касающиеся дорожного движения в городе, на e-mail: gorod@prokazan.ru, а также самостоятельно добавлять их на портал ProKazan.ru через форму "Добавить новость".
Нужны ли Казани автобусные полосы?
- У меня вопрос по автобусным полосам. Как я понимаю, эти полосы призваны предовращать простаивание в пробках общественного транспорта. Но что мы видим сейчас: утром и вечером на этих полосах в пробках стоят автомобили, и их как правило никогда не наказывают, а днем и ночью, проехавшись по пустынной дороге с разметкой "А", получаешь штраф. В связи с этим вопрос: не разумнее ли вообще убрать автобусные полосы? Или наоборот - жестче следить за выездами на эту полосу?
- Считаю, что если убрать автобусные полосы, то движение в городе, и так напрягающее многих водителей, вообще приведет к полному транспортному коллапсу. Почему я так думаю? Ответ можно найти на примере улиц К.Маркса, Ибрагимова или Павлюхина. Неоднократно замечал, как по крайней правой полосе, кроме общественного транспорта, передвигаются одинокие лихачи, а установленные специальные технические средства фиксируют их на флешку-накопитель.
Предполагаю, что если убрать специальные выделенные полосы и весь общественный транспорт начнет перестраиваться с остановки на остановку, объезжать припаркованные автомобили, это приведет к значительному снижению интенсивности всего городского движения.
То, что в утренние и вечерние часы пик транспортных потоков никого не наказывают, я считаю абсолютно логичным. А вот ночью на "пустынной дороге" двигаться по полосе с разметкой "А" Вы считаете очень разумным?
Инспектор вменяет нарушение правил обгона
- Сотрудник ГИБДД хочет привлечь меня за нарушение правил обгона. В качестве свидетеля он остановил автомобиль, который я обогнал. Тот якобы согласен написать объяснительную и указать, что я обогнал его не по правилам. Но у той машины отсутствуют госномера (транзитов тоже нет, по крайней мере сзади). На просьбу предоставить доказательства моего нарушения в виде фото-видеоматеариала сотрудник отвечает отказом. Может ли инспектор изъять права, не предоставив доказательства нарушения? Правомерно ли привлекать водителя другого автомобиля в качестве свидетеля, если его ТС без номеров?
- Для того, чтобы разрешить такие случаи и искусственно навязанные ситуации, рекомендую возить в бардачке автомобиля всего несколько нужных книжек для водителя: 1) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (желательно с последними изменениями); 2) Правила дорожного движения; 3) Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (в быту "Приказ МВД № 185").
В Административном регламенте указано, что сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру. Иметь право вовсе не означает вменение такового в обязанность.
Пункт 39 Регламента гласит: контроль за дорожным движением включает визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов.
Таким образом, выявление административного правонарушения с помощью визуального контроля за дорожным движением и составление уполномоченным должностным лицом соответствующих процессуальных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении, считаются основном доказательством по делу. Полицейский же не робокоп, и при исполнении служебных обязанностей физически невозможно записывать все на камеру и добывать только таким образом доказательства по делу!
Что касается опроса водителя-свидетеля обгона, то его показания будут иметь доказательственную базу с учетом того, что он будет первоначально уведомлен об ответственности за дачу ложных показаний.
Также сотрудник ДПС должен выяснить причину отсутствия на автомобиле водителя-свидетеля государственных регистрационных знаков, и применить к нему соответствующие процессуальные административные меры.
Что касается самого события нарушения, то пункт 23 Регламента указывает: разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
И еще. Никто не отменял звонка другу, родственнику, людям, разбирающимся в дорожных ситуациях, и тем более общения с оператором телефона доверия МВД.
Не разъехались на перекрестке
- Подскажите по ситуации, кто прав?
ТС1 - скорость 60 км/ч, уходит направо на зеленую стрелку при основном красном сигнале.
ТС2 - хочет повернуть налево и стоит на перекрестке в ожидании возможности маневра.
По словам второго водителя, тот автомобиль был далеко, поэтому решил повернуть. По словам первого водителя, второй водитель не видел его, но почти в последний момент решил завершить свой маневр, выехав прямо на траекторию его движения. Были приняты меры для торможения, но безрезультатно.
- Оба водителя видели маневр друг друга и не предприняли никаких мер во избежание столкновения. Проезжая часть, на которую оба ТС поворачивают, разделена горизонтальной дорожной разметкой, и при благоразумных действиях этого ДТП можно было избежать.
В действиях водителя первого автомобиля усматривается нарушение пункта 13.5 ПДД - При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
В то же время, второй водитель осуществил поворот налево и передвигается вправо в нарушении требований пунктов 9.7 и 8.4 Правил.
В пункте 9.7 ПДД установлено, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, то движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
А пункт 8.4 ПДД гласит - При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Административная ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, установлена частью 1 статьи 12.16 КоАП РФ и предусматривает наказание в виде штрафа в сумме 300 рублей.
Исходя из практики, установление процентного соотношения виновности обоих водителей будет предметом рассмотрения дела у судьи.
Если не оформил ДТП вовремя
- Такая ситуация: один водитель разворачиваясь ночью ударяет машину другого, и уезжает с места ДТП. Наутро другой водитель, обнаружив вмятины на своей машине, принимает решение не вызывать ГИБДД. Через некоторое время находится свидетель и предоставляет мобильный номер телефона того виновника ДТП. Может ли второй водитель спустя несколько дней пожаловаться в ГИБДД на нарушителя?
- На основании пункта 2.5 Правил, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Обращение в ГИБДД через несколько дней после наступления ДТП, я считаю возможным, так как полагаю, что в нашей стране было бы многое достойным и правильным при соблюдении принципа неотвратимости наказания.
В отношении пострадавшего водителя при оформлении заявления о факте ДТП, вероятнее всего, будет составлен протокол по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ за невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД. Штраф в таком случае составит 1000 рублей.
Автохам на полицейской машине
- Какие санкции будут применены в отношении данных сотрудников полиции, которые совсем чуть-чуть не уместились в подьезде дома 28 по ул Мавлютова. К слову, данный подъезд в качестве "гаража" ими используется регулярно. Каким образом мимо них будут протискиваться остальные жители подъезда и мамы с колясками, их не волнует.
- Достаточно эгоистично и вызывающе ставить так автомобиль на стоянку, тем более служебный автомобиль полиции! Надеюсь после публикации, совесть закрепленного за автомобилем сотрудника полиции проснется и парковка этого автомобиля будет производиться в другом месте.
О конкретном наказании сотрудника полиции за данное нарушение сейчас сказать не могу, считаю, что обоснованное решение и оценку таким действиям должны дать их непосредственные руководители. От себя отмечу, что это не машина ГИБДД.
P.S. После публикации этой фотографии на портале ProKazan.ru руководство Управления вневедомственной охраны при МВД РТ приняло решение привлечь водителя автомобиля к дисциплинарной ответственности.