На конференции по урбанистике в Казани предложили сузить дороги и оставить центр пешеходам

Сегодня в Казани прошла 2-я серия урбанистических конференций «Города и территории завтра: инструментарий позитивных перемен», организованная СитиСферой, подразделением АНО "Московский урбанистический форум". Ее участниками стали главные политики Татарстана и приглашенные российские и зарубежные эксперты и активисты. В этом году подобные конференции пройдут в пяти городах: Хабаровске, Самаре, Казани, Санкт-Петербурге и Новосибирске. В каждом из городов фокус мероприятия будет направлен на локальные проекты и проблемы.

Первой темой, которую вынесли на конференции в Казани стала «Вода в современном городе», а модератором дискуссии выступил Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления Сколково.

Берег Волги - не для чьих-то родственников, а для народа

Первым с приветственным словом выступил временно исполняющий обязанности президента РТ Рустам Минниханов. Он заметил, что речь пойдет не только о Казани, но и о других субъектах республики Татарстан, так как 8 % площади республики — это водные территории и они, к сожалению, используются не по назначению.

- Вся беда в том, что самые красивые места — промышленные зоны или же они приватизированы. Доступ к этим зонам ограничен, и нам необходимо пройти непростой путь, чтобы эти зоны были доступны для наших граждан. Кроме того, они должны быть интересны, привлекательны и они должны генерировать доход на свое содержание.

По словам главы Татарстана, малому бизнесу будет дана возможность зарабатывать на этих площадках. При этом главной целью развития этих территорий останется возможность местных жителей отдыхать и проводить там время.

Рустам Минниханов также обратил внимание на то, что важно проводить работы системно — не думать о конкретных лавочках и дорожках, а, учитывая опыт российских и зарубежных коллег, комплексно развивать набережные, парки и скверы республики. При этом, по его словам, сейчас прибрежные зоны застроены, а их территория поделена. Глава Татарстана пообещал разобраться с этим, заметив, что стандарт будет один для всех.

Поделились своим опытом иностранные коллеги. В частности, Эдуард Моро рассказал о мировом опыте развития прибрежных зон.

"Нет" заливке прибрежных зон бетоном и "Да" выход к реке с набережной

После него уже с более конкретными предложениями выступил Олег Григорьев, первый заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы, занимающейся также и составлением Генплана Казани.

Специалист отметил, что в черте города у нас почти 130 км береговой полосы. При этом только набережной Казанки населению можно вернуть 80 километров.

Рассказывая о московском опыте, Олег Григорьев частично переносил его на Казань. Так, среди необходимых задач он поставил:

  • развитие транспортной системы города;
  • создание событийного ряда (к примеру, проведение Дня города не на Булаке, который приходится перекрывать, а на набережной Волги);
  • продуманный сервис;
  • обязательное администрирование объектов;
  • выход на возможных инвесторов, которые являются владельцами территории;
  • сохранение экодизайна, предполагающего отсутствие заливки бетоном некоторых прибрежных территорий;
  • выход к реке с набережной.

При этом разработчики также будут тестировать каждый транспортный участок Казани, подсчитывая, какое решение принесет городу максимальную выгоду.

Реки, как центр притяжения, а не разделения

Татьяна Прокофьева, главный архитектор Казани, согласилась, что уделить внимание прибрежным территориям необходимо. При этом архитектор отметила - нужно учитывать, что задачи при планировке набережной в городе отличаются от тех, которые стоят при проектировке набережной на Куйбышевском водохранилище. Не забыли и про набережную реки Казанки, которую не так давно начали обустраивать в столице РТ.

- Долгое время считалось, что Казанка разделяет город на две части и что нам не хватает мостов, объездного транспорта. С появлением набережных, они станут именно тем элементом, которые объединяют город.

При этом Рустам Минниханов заметил, что нужно продумать пути к отступлению, так как без какого-либо решения справиться с пробками в городе будет сложно.

Центр для пешеходов, а машины – проблема собственников

Решение проблемы предложил Андрей Шаронов.

- Не нужно строить больше дорог, нужно развивать инфраструктуру внутри каждого микрорайона – чтобы там было все необходимое человеку на день и на длительное время. В Ванкувере три года назад закрыли дороги в центр, после чего пришли к мысли: чем шире дороги, тем больше людей едет в центр. Дороги в центре сужаются, но жизнь на этом не останавливается. Люди оставляют свои машины за несколько километров до центра. Это ведет к тому, что там становится гораздо больше пешеходов, появляется зелень, ресторанчики. Вы попадаете в принципиально другой город.

- Экс-мэр Боготы говорит, что машины – это дело собственников. Когда человек покупает холодильник, он же не приходит ко мне, не говорит, что я купил холодильник, дайте мне квартиру. Здесь то же самое. Они отдали огромную территорию для пешеходов, - добавил Ильсур Метшин.

Почему в кризис нужна стройка?

Олег Шапиро, управляющий партнер архитектурного бюро Wowhaus, занимающимся проектировкой сразу нескольких парков и скверов Казани, рассказал об опыте зарубежных стран в создании современных парков. В частности, специалист отметил, что парк Рио Мадрид был сделан тогда, когда Испания «умирала» от кризиса. Предполагалось, что людям важно видеть улучшение своей жизни.

В Казани Олег Шапиро, как член жюри, участвовал в отборе проектов на конкурс реконструкции прибрежных территорий озер Кабан.

- Думаю с теми силами, с которыми мы сюда пришли (не секрет, что было отобрано 65 проектов) вопрос с озером Кабан через некоторое время можно считать закрытым. Что касается других территорий, делая Казанку общественным пространством, мы соединяем город. Кроме того, там могут происходить разнообразные события – на урбанистической набережной есть всевозможные развлечения, есть экологическая часть за мостом Миллениум, к которой примыкает парк Горького. Эта территория может быть дополнена речными прибрежными территориями, в том числе с замечательными островами. С противоположной стороны – активная зона пляжа. Таким образом, мы видим развитие досугового центра города.

По словам Олега Шапиро, с Волгой ситуация обстоит сложнее. Но, учитывая опыт других стран, можно, к примеру, открыть доступ пешеходов к порту.

- Изменения набережной – это крупный градостроительный проект. Решив вопрос с Казанкой и Волгой, мы сделаем линейный центр, огибающий город и проникающий внутрь. Соответственно мы разделим потоки людей – город получит центральную общественную зону, - подвел итог специалист.

В результате всех вышеперечисленных действий, город рядом с водой превращается в город на воде, а река становится центром жизни, меняя, таким образом, и жизнь горожан.