Раритет, хранившийся в семье Марата Шакирзянова с 1967 года, сегодня оценивается специалистами в десятки тысяч долларов.Преподаватель Казанского Юридического Институт МВД России, историк по образованию, Марат Шакирзянов имеет необычное хобби: в течение нескольких лет он собирает автографы знаменитых людей и фотографируется с ними. Сегодня в его коллекции более 300 росчерков публичных личностей. Среди них — писатель Солженицын и президент СССР Горбачев, гроссмейстер Гата Камский и оперная примадонна Елена Образцова... Но самым ценным (и не только по стоимости) Марат считает один автограф, которому уже почти полвека.- Моя тетя в 60-х годах заведовала музеем Ленина в селе Ленино-Кокушкино, - рассказывает коллекционер. - В 1967 году она, в числе других директоров музеев Ленина со всей страны, поехала в Болгарию. И вот однажды, прогуливаясь по площади в Софии, она увидела оживление: в толпе восторженных людей стоял первый космонавт планеты — Юрий Гагарин! Ей удалось пробиться к нему и получить заветную подпись на открытку.Автограф у тети Марата хранился 30 лет. В конце 90-х она, зная об увлечении племянника, решила передать раритет ему. Кстати, в отличие от многих мальчишек того поколения, признается Марат, он никогда не мечтал о космосе. «В нашей семье три поколения педагогов — более 120 лет стажа!», - рассказывает Шакирзянов. Тем не менее, к автографу первого в истории человечества космонавта он относится особенно трепетно. Когда десять лет назад на него вышли «знающие люди» и предложили за гагаринскую подпись 10 тысяч долларов — он отказался. Сейчас, в год 50-летия первого полета человека в космос, такой автограф может стоить намного дороже. Однако Марат категорически отказывается рассматривать любые коммерческие предложения.
Тем временем
В январе 2011 года младшая дочь Юрия Гагарина Галина зарегистрировала на себя бренд «Юрий Алексеевич Гагарин». Глава компании «Моспатент» Виктор Чернышов оценил бренд «Юрий Гагарин» в сумму до 1 млрд руб.: «В год 50-летия первого полета человека в космос возможности для капитализации имени Гагарина огромны. Столько всего будет выпущено с именем Гагарина!»
- Как можно продавать нашу историю? Вот, например, я знаю: дочь Гагарина, Елена (кстати, она директор Музеев Кремля), продала в свое время китель и Звезду Героя отца американцам. Сейчас эти реликвии можно увидеть в музее космонавтики в Вашингтоне... Мне сложно это понять.