Казанский инженер о строительстве собственной яхты и кругосветном путешествии
Кто-то мечтает построить загородный дом, а кто-то - собственную яхту, чтобы путешествовать, рыбачить и просто наслаждаться красотой местной природы, сплавляясь по Волге или Каме.
Портал ProKazan.ru побеседовал с Сергеем Шуваловым, жителем Казани, который в своей мастерской сам строит настоящие яхты. Он рассказал нам о том, можно ли на самодельной лодке отправиться в кругосветное путешествие, почему он бы не стал строить яхту у себя в квартире и многое другое о своем любимом увлечении.
Об исполнении детской мечты и одной полезной книге
- Когда вас впервые посетило желание построить собственную яхту?
- Мечта построить свою яхту у меня с самого детства. Я вырос в Чистополе, а это - город на реке, так что вместе с товарищами мы с ранних лет занимались моторными лодками, умели управлять ими, рыбачили, плюс, у моего отца всегда была лодка. Именно тогда у меня постепенно появилось желание построить свое судно. Но я понимал, что это не реально, пока не появятся нужные люди, хорошая мастерская и опыт.
- Вы получали специальное судостроительное образование перед тем, как начать строить яхты?
- Нет, я получил образование инженера-механика. Единственное, чему я обучался дополнительно - это управлению парусной лодки. Курсы длятся недолго - где-то три месяца. А вообще, при строительстве мне очень помогают хорошие книги - эта одна из них.
- Вы строите лодки исключительно по указанным в книгах чертежам?
- Иногда я добавляю что-то от себя, модернизирую чертежи, которые представлены в книгах. К примеру, облегченную постройку корпуса лодки, чтобы строить более качественно и быстро. К слову, мы с моим товарищем, написали и опубликовали книгу о том, как строить яхты. Это простое руководство для того, чтобы любой человек мог построить лодку.
- Первую лодку из трех мы построили примерно 7 лет назад. Две лодки мы собрали с моим товарищем, который, к сожалению, ушел из жизни 2 года назад. Это произошло прямо на яхте, он поднимал из воды якорь и его хватил инсульт. Именно этот человек "втянул" меня в строительство лодок.
Об "отобранных" годах и третьей самодельной яхте
- Это уже третья лодка, которую я делаю. Предыдущие были попроще - более спортивные, так сказать. Эта длиннее на метр - в общей сложности 8 метров. Эту яхту я хочу сделать очень красивой, с дорогими материалами. Ее я строю один, никого не привлекая.
- Как долго вы ее строите?
- Эта лодка отобрала у меня три года. В среднем именно столько времени требуется на строительство. Хотя, эта яхта точно должна "сожрать" еще немного моего времени. Вообще, я планировал спустить ее на воду уже этим летом, но не успел ее доделать. Так что пока я пользуюсь старенькой, а эту я за зиму постараюсь доделать. Она будет совсем другая - тут и мачта будет, и двигатель, и специальные ограждения.
- Какие еще особенности есть у этой яхты?
- Многие вещи, которыми в основном пользуются яхтсмены, меня не устраивают и я делаю их по-своему. Взять хотя бы иллюминаторы - стекла на этой яхте выбить нереально, они не ломаются, заправлены на герметик, сжаты под прессом, а потом вклеены. Использовался специальный прочный материал. А в стандартных яхтах стеклянные иллюминаторы обычно бьются.
- Вы продавали яхты, которые делали сами?
- Ни одну из своих лодок я пока не продавал. Одной яхтой пользуются мои знакомые, а на другой я хожу сам.
О гонках на Волге и именах для своих яхт
- Вы уделили большое внимание внутреннему убранству лодки, а как вы обычно поступаете с внешней отделкой?
- Покраска - одна из тех редких вещей, которые я не делаю самостоятельно. Я доверяю это дело профессионалам. Никогда не прошу расписывать свои яхты какими-то узорами - все должно быть минималистично: название лодки и ее бортовой номер для гонок, к примеру.
- Как вы придумываете названия для своих яхт?
- Имена лодкам я придумываю очень просто - называю их именами внуков. К примеру, первую лодку я назвал именем внучки - Шарлоттой. Мне кажется, это правильно - называть яхты, построенные своими руками, именами тех людей, которые мне дороги.
- Вы упоминали гонки, когда говорили о внешней отделке яхты. Вы принимали участие в подобных соревнованиях?
- Да, конечно, я участвовал в гонках, но в последнее время как-то интерес у меня к этому пропадает. Сейчас гонка подразумевает наличие спортивной лодки. Такие уже давно опробованы, и делаются Польшей, Германией, Францией. Победить такую невозможно.
А вообще, на своей лодке я выходил на соревнования. Просто приятно вместе с большой командой поучаствовать в подобном мероприятии. Кстати, гонки пользуются большой популярностью. Ради них люди приезжают на Волгу из Перми или из Нижнего Новгорода.
О том, как разнообразить кругосветное путешествие и опасных консервах
- Вы могли бы построить лодку для кругосветного путешествия?
- Да, это вполне реально. Можно самому собрать яхту, которая сможет развить скорость до 80-ти км/ч, на которой можно совершить кругосветное путешествие.
- А вы хотели бы отправиться в такое путешествие?
- Может и хотел бы, но понятно, что для этого нужны очень большие деньги и другая лодка. Хотя, и на обычных лодках люди совершали кругосветные путешествия. Даже на совсем маленьких. Я считаю, это совершенно отчаянные люди, типа нашего Конюхова (Фёдор Конюхов - русский путешественник, писатель, художник, зслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму - прим. ред). Хотя, если лодка закрыта и герметична, то во время шторма моряк просто может спрятаться внутри. Правда, его там будет "шлепать" вверх и вниз, а консервы по лодке будут летать, что не очень приятно, наверное.
- Вы знакомы с людьми, которые совершали подобные путешествия?
- В Казани есть такие люди. Они на яхте около 10 лет назад совершили "кругосветку". Около 2х лет они ходили по морям-океанам. По их рассказам, путешествие проходит так: тунец надоел, смотришь на океан и бесконечное море сутки, недели и месяцы. Ни одной живой души, только изредка из воды выпрыгнет кто-нибудь. Мне вот такая рутина не по душе. Можно, конечно, разнообразить путешествие: заплывать в гавани, жить где-то на островах. Казанцы эти вот жили в Австралии несколько месяцев из-за того, что лодка сломалась.
О любимых маршрутах и отношении семьи к необычному занятию
- Как ваша семья относится к вашему занятию?
- Семья положительно относится к моему увлечению. "Пыжились", конечно, сначала, но сейчас привыкли. Они путешествуют вместе со мной, очень рады этим моментам. Мы стараемся хотя бы один раз в выходной выбраться на Волгу, чтобы под парусом походить, и на песочке позагорать.
- А где вы обычно ходите на яхте?
- Обычно по Волге, Каме. Бывает, что хожу по 10 дней: туда 300 км и обратно столько же, на острове пару дней пожить можно. Это же сказка! Свобода полная! А само строительство еще большая свобода для меня. Радости доставляет массу. Мечтаю, чтобы каждый построил свою лодку.
- А дорого строить яхты самостоятельно?
- Строить дорого, но самое дорогое - это труд и время, которое тратится на строительство. Я встаю рано, ложусь поздно. Большую часть свободного времени стараюсь посвящать строительству, но у меня и помимо этого есть жизнь, которую я посвящаю семье, работе и другим увлечениям, связанным с лесом, прогулками, походами за грибами, рыбалкой, путешествиями на автомобиле.
- Один мужчина, из-за отсутствия мастерской, построил яхту прямо в своей квартире, пока его жена была в командировке. Если бы у вас не было доступа к вашей мастерской, вы бы решились на подобное?
- Я бы точно не стал этого делать. Он наверняка смог построить совсем маленькую лодку, ну, а что в ней интересного? Сидеть у берега в ней? Я хочу, чтобы в лодке было комфортно, чтобы можно было хорошей компанией отправиться в путешествие.
О том, как построить яхту, имея при себе только огромное желание
- С чего следует начать человеку, который захотел сам построить яхту?
- Чтобы начать строить яхту, надо как минимум обратиться к человеку, который это уже делал. Иначе, вы скорее всего будете разочарованы и у вас ничего не получится. Надо, чтобы опытный человек подсказывал. И лучше начинать с маленькой лодки, ну и навыки рукоделия должны быть.
- Назовите идеальные материалы для лодки, которая будет ходить на пресной воде?
- Подходят хвойные деревья - сосна, ель, лиственница, кедр, а еще дуб. Осина или береза просто протухнут в воде. К примеру, если эту лодку, в которой мы сидим, полностью залить водой, а потом откачать, то с ней ничего не случится. Для моря эта лодка не предназначена, поскольку, морская вода разъедает сосну. Для моря подойдет красное дерево, тиковые, но это очень дорого.
- А где можно взять все необходимые материалы?
- В магазинах или под заказ. Парус можно заказать из того же Петербурга, но можно и самому сшить - в книге все рекомендации есть. Я сам не пробовал, конечно. Якоря, моторы тоже есть в свободной продаже. А вообще, основную массу деталей я делаю сам. Покупных у меня по минимуму. Многое просто не подходит для этой лодки - она же особенная.
О планах на будущее и опасностях на палубе
- Мечтаете построить еще что-нибудь после того, как завершите эту яхту?
- Задумки, конечно, есть на будущее. Я хочу построить нечто совершенно особенное. Например, лодку открытую, чтобы было больше места для отдыха на палубе. На этой лодке его не так много, плюс это опасно.
- А в чем опасность?
- Это же яхта - ее швыряет на волнах, а гик летает из-за ветра. Если его проморгаешь, можешь просто с лодки слететь. Знаете, откуда выражение "гикнуло"? Вот если этой штукой "гикнет", то все. Кого-то за борт кидает, а кому-то голову сносит. Я один раз дал своему товарищу штурвал "порулить", а сам ушел. Буквально через пару секунд мне по уху так прилетело, что его пришлось сшивать.