Казанец о покупке ветхого дома на Чернышевского за 8 млн: «Просто снес бы его, но не могу»
Старенький желтый дом по адресу Чернышевского, 37, пустует уже несколько лет. При строительстве по соседству четырехзвездочного отеля Ramada Kazan City Center была утеряна красивая арка, которая некогда прилегала к дому.
Сейчас от него, по сути, остался только остов — со стороны, выходящей во двор и к отелю, наполовину обрушена стена.
Ниже - фото Управления по архитектуре и градостроительству. Так дом выглядел несколько лет назад еще с воротами.
А вот так он выглядит сейчас.
Именно в таком состоянии обратила внимание на этот дом помощник президента РТ по вопросам сохранения исторического и культурного наследия Олеся Балтусова.
- Старый домик на Чернышевского. Не памятник. В опасности, - эту запись оставила она на своей странице в соцсети в середине апреля, сопроводив ее несколькими фотографиями лепнины на его фасаде.
Портал ProKazan.ru попытался узнать, есть ли у ветхого сооружения хозяин и что будет с домом.
Бывший хозяин дома: "Деньги на ремонт такого старого строения нужны очень большие. Поэтому я решил его продать"
Еще в 90-х годах по этому адресу поселился скульптор, Член Союза художников Татарстана Альберт Абдрашитов. В тогда уже не молодом доме с деревянными лестницами был установлен газовый котел, а площади в 110 квадратных метров хватало не только для жилья, но и для обустройства скульптурной мастерской.
- Лет 20 я обитал в этом доме, но со временем он, разумеется, ветшал все больше, и я решил его продать в конце концов, потому что деньги на ремонт такого старого строения нужны очень большие, - сообщил корреспонденту сайта ProKazan.ru Альберт Абдрашитов. - Несмотря на ветхое состояние, в 2013 году дом у меня купил армянин за 8 миллионов рублей. Я переехал жить на Горки. Остался, правда, без мастерской и теперь занимаюсь более коммерческим приложением художественного искусства — строительством и ремонтом.
По словам бывшего скульптора, новый хозяин не намеревался сносить старый дом. В его планах было восстановление первоначального облика и создание в нем национального ресторана. Однако за два года, прошедших после покупки им здания, дом в порядок так и не приведен, и наоборот приходит во все больший упадок.
Архитектор: "Этот дом достоин быть сохраненным и воссозданным"
По словам заслуженного архитектора Татарстана, председателя правления Союза архитекторов и проектировщиков РТ Виталия Логинова, дом интересен тем, что соответствует среде улицы Чернышевского.
- Я бы сказал, что этот дом построен в начале XX века, - сообщил, посмотрев на фото объекта, Виталий Логинов. - И интересен он в первую очередь тем, что соответствует существующей среде исторической улицы Чернышевского и обладает затейливыми декоративными элементами. Думаю, что этот дом достоин быть сохраненным и воссозданным.
Блогер и публицист Рустем Ахунов, автор множества публикаций об исторических объектах города, считает, что декоративные элементы на фасаде дома могут иметь отношение к меткам масонов.
- Венки-картуши в декоративной лепнине в принципе могут иметь отношение к масонской символике, - считает он. - Однако и в советский период вазонами (чаши Грааля) увлекались. Так что их наличие не обязательно говорит о том, что вкладывался некий масонский смысл в декор.
Действительно, официально Управление архитектуры и градостроительства внесло этот дом в Перечень объектов Казани до 1959 года застройки, который общедоступен на сайте ведомства. И даже более того, как выяснил корреспондент сайта ProKazan.ru, в архивах Управления значится, что этот объект построен даже не в начале XX, а в середине XIX века. В документах он зафиксирован как дом У.Ф. Бочарова.
Первоначально это было двухэтажное здание в классическом стиле с антресолями, каменными воротами и открытой с навесом верандой на 2 этаже над входной частью.
Вопрос «Почему в Казани сначала уничтожают исторические здания, а потом восстанавливают?» волнует многих казанцев уже пару десятилетий. Не раз задавался им и Рустем Ахунов.
- Быть может, кому-то просто выгоднее таким образом обеспечивать своим фирмам максимальный фронт «реставрационных» работ? Хотя общемировой практикой это не приветствуется. Тем более одна из международный хартий архитектурного наследия провозглашала, что «Недопустимо разрушать подлинные элементы исторических объектов, оправдывая это последующим воссозданием».
Воссоздаются здания из современных материалов. Бывшие деревянные, как правило, уже на бетонном основании. К историческому наследию эти муляжи никакого отношения не имеют. Тем более такая градостроительная бутафория ничего не даст историкам и исследователям. Ибо даже бревна клеймились заводчиками строевого леса. А кирпичи тем более. Причем, именно в Казани кирпичные клейма непосредственно можно было наблюдать в неокрашенной кладке. Таких зданий в исторической Казани было множество, но все почти они теперь «отреставрированы» описанным выше способом.
Новый собственник здания: "У меня выход один — восстанавливать. Хотя это огромные затраты, которые неизвестно когда окупятся"
Корреспонденту удалось связаться с нынешним собственником дома. Он рассказал о своих планах при условии, что останется неназванным.
- Когда я покупал его, еще не думал, что столкнусь с такими бюрократическими трудностями, - рассказал мужчина с южным акцентом. - Столько нужно собрать бумаг и разрешений получить! С одной стороны, восстанавливать его я не вижу смысла, и, честно говоря, я бы просто снес и построил новый. Но при всем желании не смогу это сделать. Дело в том, что вплотную к этому дому прилегает еще один старенький домишко. Снести мой, чтобы не пострадал соседний, не получится. Так что у меня выход один — восстанавливать. Хотя это огромные затраты, которые неизвестно когда окупятся.
Также он добавил, что уже пожалел о своей покупке.
- Честно говоря, я уже пожалел, что купил его. Но я заведомо сделал его фотографии еще до того, как разрушили ворота, и упала одна из внутренних стен. Не в ближайшее время, но буду по ним восстанавливать. Обратился к главному архитектору города с просьбой не отдать в собственность, а просто разрешить благоустроить прилегающую небольшую территорию со стороны двора. Жду ответа. Уже устал собирать бумажки и получать разрешения, - подытожил хозяин.
Как сообщил мужчина, о ресторане ни здесь, ни вообще в своей жизни как о бизнесе он никогда не думал, поскольку сам он по профессии фасадчик. И по его мнению, лепнина дома — это эксперименты бывшего хозяина-скульптора, поэтому исторической ценности не имеет. В его планах очистить от нее фасад, вернуть, как изначально было в проекте дома, 2 окна на первом этаже фасада, и одним из первых пунктов - укрепить фундамент.
- Арку, которую, к сожалению, разрушили при строительстве отеля по-соседству, восстановить уже не получится, - признался собственник. - Сейчас это не позволяют сделать, в первую очередь, пожарные — размер исторических ворот не позволит при необходимости проехать пожарным машинам. Ну а вообще, когда, наконец, найду такую уйму денег для восстановления здания, планирую сделать там офис. Буду сдавать в аренду. А если восстановлением этого дома и правда заинтересовались чиновники, то буду рад, если они, хотя бы частично, помогут мне «воскресить» его. Приведу в порядок, тогда, может, и найду даже, кому продать.
Риэлтор: "Этот дом может стоить от 10 до 20 миллионов точно. Может, даже дороже"
Однако несмотря на глубоко аварийное состояние строения, невозможность сейчас хоть как-то его использовать, специалист по оценке собственности, риэлтор Гузель Мустафина считает, что даже от такой недвижимости, но в центре города, избавляться не стоит.
- Даже если на Чернышевского стоит сарай, то стоит он очень-очень дорого. Не от того, что сарай, а от того, что земля на Чернышевского очень дорогая. И с недвижимостью сейчас лучше не расставаться - почти кризис, все растет. Этот дом может стоить от 10 до 20 миллионов точно. Зависит от площади участка и его категории. Может, даже дороже. Сотка земли там сейчас стоит около 1 миллиона.
Материал подготовила Оксана Романова