Фоторепортаж из казанского метро: ночные обходы, "сердце" станций и таинственные тупики

На этой неделе, 27 августа, казанскому метрополитену исполняется ровно 10 лет. В преддверии этой знаменательной даты портал ProKazan.ru побывал на ночном обходе в казанском метро и узнал, как живет метрополитен после закрытия.

На ночной прогулке, которую для нас провел генеральный директор МУП "Метроэлектротранс" Асфан Галявов, мы узнали, где находится "сердце" каждой станции метро, как диспетчеры отслеживают движение поездов, и почему пути в тоннелях сначала идут на спуск, а затем - на подъем.

Путешествие на дрезине по тоннелям и разные маршруты для ночных обходов

Ночные обходы в казанском метро проводятся раз в неделю. Это делается для того, чтобы проверить, как работают все системы, в каком состоянии находятся тоннели, пути и стрелки.

Для каждого обхода выбирается определенный маршрут, по которому двигается группа работников. Проверить работу всего казанского метрополитена за одну ночь невозможно.

Мы начали свое путешествие по ночному метро со станции "Кремлевская". Иногда во время обходов рабочие передвигаются по тоннелям исключительно пешком, а иногда - на дрезине. В этот раз, мы начали свое путешествие по казанскому метро именно на ней.

Секреты тоннелей казанского метро и оптические иллюзии

Сидеть на передней площадке нашего транспортного средства оказалось практически невозможным - в тоннелях в любое время года довольно низкая температура, а во время движения, в лицо бил сильный ветер, однако это не помешало нам не упустить детали.

Мы обратили внимание на то, что тоннель не совсем сплошной - по обеим его сторонам есть небольшие выступы. Также, в некоторых местах мы заметили двери. Как выяснилось, если вы окажетесь в тоннеле метро, а вам навстречу будет двигаться состав, именно это может спасти вас от неминуемой гибели.

Если вы вовремя среагируете и поднимитесь на выступ - вы избежите столкновения с поездом. А двери на перегоне - это "людские сбойки", через которые можно выбраться на поверхность.

Также, перемещаясь по перегону между станциями, мы обратили внимание на то, что тоннель слегка поднят вверх, и это отнюдь не оптическая иллюзия.

Во время движения, поезд сначала разгоняется по наклонной, а затем движется вверх. Тоннели устроены таким образом в целях безопасности - при возникновении потопа вся вода будет скапливаться в самой нижней точке - середине тоннеля. Это позволит насосам быстро откачать всю воду.

Таинственные тупики на конечных станциях, и поезда, не ночующие "дома"

Доехав до следующей станции, изрядно замерзшие и потрепанные ветром, мы решили переместиться в кабину дрезины. Во время движения, с водителем постоянно связывается диспетчер, который сообщает ему о текущей ситуации. К примеру, об отрезках путей, на которые прекращена подача электричества.

В комфортном тепле кабины дрезины мы добрались до конечной станции "Авиастроительная", однако, вышли мы не на перрон, а проехали чуть дальше - в так называемые тупики.

Как выяснилось, не все составы "ночуют" в электродепо. На конечных станциях обязательно остается по одному составу для того, чтобы сразу же после открытия метрополитена, они могли начать движение без нулевого пробега.

"Сердце" станции метро, которое может обеспечить электричеством целый поселок

Во время нашего ночного обхода, нам удалось увидеть "сердце" станции и диспетчерскую. Эти помещения надежно скрыты под землей от посторонних глаз.

Проделав короткий путь по обесточенным рельсам, мы поднялись на небольшую платформу внутри тоннеля. Как оказалось, за небольшой дверью кроется действительно огромный комплекс помещений.

Диспетчерские есть на каждой станции, помимо этого, в метрополитене работает центральная диспетчерская. В этом помещении сотрудник метрополитена отслеживает и контролирует работу своей станции. Он следит за перемещением поездов по тоннелям в реальном времени - вся информация в схематичном виде отображается на экране его монитора.

Также, сотрудник метро следит за обстановкой на самой станции, благодаря нескольким мониторам, транслирующим изображение с камер видеонаблюдения.

После этого мы отправились на подстанцию, которая по праву может называться сердцем станции метро - она обеспечивает подачу электричества.

Как выяснилось, электроэнергии, которая здесь вырабатывается, хватит для того, чтобы "напитать" целый поселок городского типа.

Поднявшись в фойе станции "Авиастроительная", мы встретили работников, которые проверяли работу турникетов. Эта процедура проводится ежедневно. А специальные отсеки, в которых скапливаются пластиковые жетоны, открываются и опустошаются несколько раз за день.

На конечной станции наше ночное путешествие по казанскому метрополитену подошло к концу. Однако для работников метро, которые проводили ночной обход, все только начиналось - их ждали долгие часы тщательных проверок многочисленных систем метрополитена.