Фестиваль Усадьба Jazz в Казани: борьба с плохим музыкальным вкусом и праздник для всех

12 сентября крупнейший российский фестиваль Усадьба Jazz бесплатно пройдет в Парке Тысячелетия в Казани. В связи с предстоящим праздником мы побеседовали с Марией Семушкиной, президентом фестиваля Усадьба Jazz и узнали, что ожидает казанцев и почему всем стоит сходить на концерт.

Почему вы все же выбрали Казань для проведения очередного фестиваля? И кто поддержал его проведение у нас в городе?

- Любой подобный фестиваль складывается достаточно сложно. Должны появится заинтересованные стороны, должна найтись финансовая поддержка. Получилось так, что приехала сюда я еще года четыре назад, нам показали разные фестивальные площадки. Мы искали спонсоров, чтобы приехать сюда. И спонсоры, когда смотрят на список городов, говорят, что Казань их не интересует. Мы обратились один раз, другой. А потом нас поддержало Министерство культуры РФ, чтобы провести фестиваль в Казани. Сумма поддержки небольшая и не позволяла нам устроить фестиваль в полном объеме.


Тогда мы обратились к Наталии Фишман, помощнику президента РТ по паркам и скверам, она о фестивале знает, была на нем несколько раз. Наталия Фишман сказала: «Да», спросила, что для этого нужно. После этого вопрос решался долго, тем не менее, поддержку от республики мы получили, в рамках «Дня парков и скверов».

Безусловно, Казань — это особое место на карте России

Как вам нынешний образ города?

- Город очень красивый, приведен в порядок. Фестиваль проходит в разных городах, я перемещаюсь по России, могу сказать, что у вас здесь все не так плохо.
Безусловно, Казань — это особое место на карте России, это один из крупнейших и развивающихся городов. Здесь есть традиции и диалог культур.

Можете ли своими словами описать, что из себя представляет этот фестиваль? Почему на него стоит пойти всем?

- Фестиваль Усадьба Jazz для города - прививка хорошего вкуса. Он уникален по своей составляющей. Слово "джаз" в данном случае имеет широкое значение, это не только джазовая музыка в чистом виде. За всю историю фестиваля, а ему 12 лет, на нем выступало огромное количество мировых звезд. Это серьезный масштабный праздник, а не какой-то локальный маленький фестивальчик. Он объединяет на своей сцене разную музыку: и молодых музыкантов, и известных метров, и коллективы из разных стран мира. С одной стороны слово джаз здесь ограничивает определенную категорию, достаточно культурную, но с другой стороны, хотелось бы, чтобы зрители Казани шли на фестиваль как на праздник. Возможно, им было бы интересно открыть для себя какую-то новую музыку.

Мы живем в такой стране, где есть очень большая пропасть между тем форматом, который есть на всех каналах и другая музыка, которой мало, которую сложно найти, исполнителей которой никто не знает. Но эта музыка вызывает совершенно другие ощущения. Как раз наш фестиваль всегда выводил таких музыкантов на широкую сцену, делал их знаменитыми. Например, Антон Беляев, Нино Катамадзе — это те музыканты, которые появились как раз на Усадьбе Jazz, раньше о них никто не знал. На фестиваль с такой историей стоит сходить. Это всегда интересно.

Какую программу вы привезете в Казань?

- Мы подготовили программу, продумав каждого участника, зная, что Казань любит все яркое и праздничное. Мы намерено не делали замороченных и сложных проектов. Мы пригласили тех музыкантов, которые могут восприниматься любым зрителем, для этого не надо иметь три высших образования и быть знатоком джаза. Можно быть нормальным культурным человеком, который хочет прийти со своей семьей и нормально отдохнуть в приятной атмосфере.

Фестиваль содержит не только музыкальную составляющую. Мы в каждом городе всегда стараемся привлечь наиболее ярких творческих людей, которые есть. Здесь мы привлекли проект «Смена», они устроят инсталляции, устроят книжный клуб, также привлекли КидСпейс, детская студия, которая будет развлекать самых маленьких, будет и гастрономический и дизайнерский ряды.

В России нет культуры фестивалей. Приезжая в разные города мы видим, да, есть различные концерты, а вот фестивалей городской культуры нет.

Будут музыканты, которые появились в последние два года, и мы их показываем, стараемся держать руку на пульсе. Из интересных проектов, у нас будет три интересных девушки — все красавицы, настоящие дарования, для мужчин будет интересно. Также у нас будет проект, где будут играть музыканты из Индии, России и Германии. Это будет некая эклектика — смешение инструментов.

За время проведения изменилась ли культура слушателя?

- Безусловно. В крупных городах появилась прослойка такого класса молодежи, которая ориентируется на потребление чего-то нового, на качество. Им не все равно. Городская культура изменилась.
Что касается слушателя, то с того момента в городах появилось много джазовых клубов. Например, так получилось в Екатеринбурге. Появляется поколение новых музыкантов, которые создают много интересных проектов. Вся эта среда дает возможность опираться на что-то.

Вы очень много контактируете с иностранными музыкантами, много ли у них в голове еще стереотипов? И не боятся ли они ездить в Россию?

- Те музыканты, с которыми мы общаемся — это адекватные люди, которые есть в любой стране. Они понимают, что есть пропаганда, а есть какие-то абсолютно естественные вещи. У нас не было отказов от музыкантов, которые отказывались ехать сюда.

А как выживают наши российские джазовые музыканты? На что они живут?

- Корпоративы, работа с «попсой». Но есть те, кто занимается исключительно своими проектами. Таких музыкантов я очень уважаю. Они рано или поздно добиваются того, что их приглашают играть то, что они создают. Их не так много, но они есть.

Не зря говорят, что "народу нужно хлеба и зрелищ"

Не считаете ли вы, что кризис влияет на интерес к культуре?

- Не зря говорят, что "народу нужно хлеба и зрелищ". На мой взгляд, ценность таких событий, которые делаются с душою и вкусом, будет повышаться с каждым днем.

Не идет ли в убыток проведения подобных фестивалей?

- Конечно, идет. Например, в этом году у нас прошло 4 фестиваля, два из них убыточных, два прошли хорошо. Так получилось, что где-то подвела погода, где-то подвели спонсоры. Это очень большой риск. Я занимаюсь этим только потому что мне это нравится.
У нас всегда есть хороший свет, хороший звук, хорошие артисты, мы не можем взять и схалтурить, а все требует затрат. Мы иногда думаем, как сэкономить, а никак не получается.

Каких исполнителей вы можете посоветовать послушать тем, кто только начинает знакомиться с джазом?

- Сложно говорить, с чего начать изучение джаза, можно взять и послушать классический американский джаз 30-40-х годов. Можно взять Фицджеральд, Армстронга. Из более современных — Нора Джонс, Мелоди Гардо или фортепианный джаз.