Уличных музыкантов Казани готовят к жестким требованиям – в ближайшее время в городе примут регламент, который будет регулировать творческую деятельность музыкантов. Мэрия города предлагает уличным бардам решать проблему выбора места выступления при помощи современных технологий – установить специальное приложение, зарегистрировать за собой определенное место и музицировать не более 2 часов. Однако сообщество музыкантов модным изменениям не доверяет.
Что не так с регламентом и почему музыкальное сообщество выступает против таких изменений разбирались с уличным музыкантом Казани Константином Игнатовым.
Константин разместил
пост-призыв в группе, посвященной его творчеству, в социальной сети во «ВКонтакте». Напомним, впервые о регламенте регулировки деятельности уличных музыкантов в Казани заговорили в январе этого года.
- Константин, музыкальное сообщество уличных певцов приглашали на обсуждения регламента?
- Да, прошло 3 заседания. Первых два проходили обнадеживающе – нам казалось, что мэрия нас слышит и у нас получится диалог. Но последнее заседание, прошедшее 7 июля, все надежды стерло. Там нас практически поставили перед фактом и перечислили условия. Мы были готовы к диалогу и ожидали этого диалога от властей, поэтому я до последнего не поднимал этот вопрос в своих сообществах – была надежда, что создаваться регламент будет совместно с музыкантами. Но после последнего заседания, понял, что диалога не получается, и поэтому обратился за помощью к общественности.
- Действительно ли музыкантам предлагают организовывать свою деятельность при помощи приложения? Как оно будет работать?
- Как оно будет работать точно мы еще не знаем. Предполагается, что приложение будет работать через регистрацию на портале Госуслуг. И здесь уже первая проблема – не все музыканты хотят «светить» своими официальными данными, да и зачем это нужно. Заходишь в приложение, выбираешь из 36 предложенных мест для выступления одно, и регистрируешь его за собой. Выступать на этом месте можно будет только 2 часа…
- А почему именно 2 часа, чем можно объяснить именно такое количество времени?
- Это непонятно, изначально мы просили 3-4 часа. Потому что привычный концерт в помещении обычно занимает 2,5-3 часа. И что можно сделать на улице за 2 часа – я не понимаю. Выйти и заработать денег, наверное, можно. Но создать атмосферу концерта, душевность, когда люди собираются – за 2 часа полноценный концерт собрать невозможно. У меня, порой, 2-3 часа уходит только на то, чтобы собрать народ, да и тем более днем собрать публику практически невозможно – все подтягиваются к вечеру. Это ведь не сразу все происходит – я только начал играть и тут же – 200 человек вокруг. Такое количество зрителей собирается у меня минут за 30-40.
- В целом по процедуре регистрации в приложении – получается, что кто первый зашел – того и тапки?..
- Можно сказать, что все будет также, как и раньше, то есть, кто первый на место пришел, тот там и играет, но только все это будет в официальном виде. В любом городе есть музыканты, за которыми закреплено то или иное место – например, в Санкт-Петербурге, когда я играл на Невском, ко мне могли подойти и сказать: никто не против, что ты играешь, но вообще здесь играет одна группа и собирает своих зрителей уже много лет. И, конечно, зачем я буду палки в колеса вставлять – у них есть место, куда люди специально приходят, чтобы послушать именно их. Также и у меня в Казани есть сейчас свое место, куда приходят мои зрители, послушать конкретно меня.
- То есть, при введении регламента получится, что фанатам уличных музыкантов придется отслеживать, где сегодня выступает их группа?
- Конечно. Я вообще рискую лишиться своего места и публики. Если я не успею зарегистрироваться в приложении, я не успею встать на свое место. В целом вся система приложения довольно несовершенна – есть риск регистрации ботов, да и вообще неизвестно, насколько стабильно приложение будет работать. Есть опыт Питера, где места занимали предприниматели и потом сдавали их в аренду музыкантам. Хочешь играть – плати деньги.
- Можно ли сказать, что регламент будет регулировать конфликты между музыкантами – каждый сможет закрепить за собой место и все будет без обид?
- В сообществе уличных музыкантов отношения строятся через саморегуляцию, все музыканты контактируют друг с другом и все всегда строилось на самоуважении – никогда никаких проблем не было. У всех есть рот, все умеют разговаривать, договариваться. На моей памяти, а я играю в Казани уже 7 лет, не было ни одной конфликтной ситуации.
- Как думаете, после принятия регламента конфликты могут возникнут?
- Да, после введения регламента, столкновения, скорее всего, начнутся. Возможно столкновение старой школы – музыканты, которые привыкли просто приходить на какое-то место и, если оно свободно, то там играть, и тех музыкантов, которые будут регистрироваться через приложение. И начнется: я пришел первый, а я – через приложение – и вот, пожалуйста, конфликт. Сейчас действует простое правило: если место свободно – встаешь, играешь.
- А как будут следить за временем выступления – вы зарегистрировались в приложении, пришли играть и вместо 2 часов стоите уже 3... Кто будет контролировать, что вы играете не больше 2 часов?
- Говорят, будет какой-то орган, следящий за этим, не знаю. Будут какие-то проверяющие… не очень себе это представляю, если честно.
- Регистрация предполагается бесплатная?
- Да, сейчас пока говорится о том, что приложение и регистрация места за собой будут бесплатными.
- Необходимость регламента объясняют запросом от жителей, уличные музыканты для которых – угроза покою и тишине. Что делать таким невольным слушателям?
- Я понимаю претензии, когда шумят после 23:00 – это регулируется законом, и мы этот закон не нарушаем. А до 22:00 шуметь законом не запрещено – какие могут быть претензии? Тем более, если речь идет об улице Баумана, то это вообще туристический объект…
- По твоему мнению, есть ли у этого регламента какие-то плюсы именно для уличных музыкантов?
- С точки зрения административной плюсов многое, наверно. Я, как музыкант, больше вижу минусов, чем плюсов. Система уличной музыки работала замечательно, зачем это ломать? Главное понять, что я говорю так не из-за страха потерять свое место на Баумана, в начале своего пути я играл по всей Казани, в том же Парке Победы – и не было каких-то проблем с самовыражением, не было проблем с другими музыкантами – всегда находил общий язык. Каждый уличный музыкант свое место нарабатывал годами и свою публику, которая приходит именно в это место. Регламент мешает творчеству, как таковому. То есть, это уже не творчество, а бизнес – у меня есть два часа и за это время я должен именно заработать. Ты уже не думаешь о том, что хочешь подарить эмоции людям, вдохновить их. Ты будешь думать только о том, как бы продуктивнее «отбить» эти два часа. А хочется, все-таки, заниматься творчеством, а не бизнесом.
- Как в целом настроения в сообществе уличных музыкантов в свете планируемых изменений? Оно испытывает растерянность, агрессию?
- Растерянности, злости, как таковых нет, есть некая досада, потому что не понятно «за что?» Хорошо жили и тут на тебе – вот, регламент. Есть досада и желание исправить ситуацию, прийти к общему знаменателю, который устроит и администрацию и нас. Мы не собираемся устраивать революцию, мы просто хотим диалога, хотим, чтобы нас услышали.
- А какие предложения с вашей стороны?
- Хочется диалога, чтобы администрация решала судьбу уличных музыкантов совместно с нами, чтобы нас слышали. Например, если введения регламента не избежать, то, как предложил один человек – необходимо ввести систему градации, рейтинг музыкантов, дать привилегии тем музыкантам, которые наиболее популярны у публики. Эти музыканты заслужили свое признание, и они добивались этого годами. Хотя бы предусмотреть для них возможность закрепления конкретного места на долгий срок.
- Костя, уличный музыкант – кто он? Какое определение ты бы дал этому устойчивому выражению?
- Понятие очень многогранное… в моем понимании уличный музыкант – это музыкант, который должен помогать людям, нести позитив. Иногда это просто эмоциональная помощь, оказанная людям в нужное время. Мне говорили ни раз, что у человека была сложная ситуация – он пришел меня послушал и ему стало легче. Вот таким должен быть уличный музыкант, он должен помогать эмоционально и морально.
- И это актуально даже в 21-ом году 21-го века, когда люди предпочитают ходить по улице в наушниках?
- Именно, живые эмоции, живую поддержку ничто не заменит. И ради этого мы играем, не ради денег.
Пока мэрия Казани сообщила об организации 35 мест в городе для деятельности уличных музыкантов, предоставлять их будут в течение дня бесплатно, через приложение. Определять места будут исходя из рода занятия - музыканты, театральное искусство, художники, фотографы.
Фото из личного архива Константина Игнатова.