“Бизнес на слезах матерей детей-аутистов” - городская и частная школы делят здание в центре Казани
“Война” разворачивается между двумя учреждениями образования в Казани - СОШ № 1 с углубленным изучением предметов и частной школой “Бала Сити”. Причина войны стара как мир, и это - разделение территории.
Делят здание на Лево-Булачной, 14а - помещение в центре Казани с видом на Кремль.
Учебное заведение, известное как школа № 1, располагается в здании с 1958 года. Частная организация образования “Бала Сити” получила часть помещения в 2018 году.
В Управлении образования Исполкома Казани нам пояснили, что школа была рассчитана на 800 мест, но из-за малой населенности ее заполняемость составляла только 40%, то есть обучалось там зачастую не больше 300 детей. Так образовались пустующие кабинеты, которые и отдали школе “Бала Сити” в рамках государственно-частного партнерства.
“С момента прихода ‘Бала Сити’ в наше помещение мы каждый год оказываемся в состоянии нестабильности. Уже забыли, что такое полноценный отпуск, так как каждое лето просто боремся за кабинеты и думаем, как в этот раз тасовать учебное расписание”, — так в беседе с ProKazan описала сложившуюся ситуацию педагог школы № 1.
Инклюзивное образование vs Кембриджская международная школа
“Бала Сити” — это система полилингвальных детских садов и школ с упором на изучение иностранного языка. Специалисты школы заявляют о том, что готовят детей к поступлению в ведущие зарубежные университеты.
Фото: издание "Бизнес Online"
В школе № 1 делают ставку на инклюзивное образование. Проект по обучению детей с расстройством аутистического спектра (РАС) реализуют в заведении с 2017 года, в школе работает ресурсный класс. В этом году там обучаются 17 детей-аутистов.
Обычно дети РАС учатся в коррекционных школах или находятся на домашнем обучении. Однако это не способствует их лечению и наличие инклюзивного образования для таких детей - на вес золота. К слову, и школ, где реализуют подобные проекты в Казани всего 7. Нехватки в учениках с РАС они не испытывают.
По словам педагога школы № 1 дети-аутисты есть практически во всех классах, самые старшие в этом году пойдут в 6 класс. Нет в школе кадрового голода в области инклюзии: в учреждении работают учителя со знанием коррекционной педагогики, а за детьми с РАС закреплены тьюторы.
При этом инклюзивное образование нравится и родителям нормотипичных учеников (такой термин применяют к детям без патологий в развитии интеллекта). По их словам, дети со школьной скамьи привыкают к жизни в обществе, в котором есть люди с ограниченными возможностями здоровья.
Первое сентября в этом году могло наступить не для всех первоклассников с РАС
Подготовку к новому учебному году в школе № 1 начинали весной в привычном режиме: в мае родителей детей-аутистов познакомили с классными руководителями, у всех приняли заявления, дети прошли подготовку перед первым классом. Тогда планировалось набрать два первых класса, поэтому школа приняла заявление от семи семей, в которых есть дети с РАС.
По стандартам такое количество детей-аутистов не может обучаться в одном классе, их необходимо разбивать на меньшее количество - было решено определить по 3 и 4 ребенка на два класса соответственно.
“Дети-аутисты перед началом учебы обязательно должны пройти подготовительные курсы, причем сделано это должно быть в той же школе, в которой они будут учиться дальше”, — уточнила педагог школы № 1. — И тут, буквально за месяц до 1 сентября, нам говорят, что места в здании хватит только на один первый класс. Соответственно, всех семерых детей с аутизмом школа принять не могла несмотря на то, что они прошли подготовку к учебе”.
Об этом сообщили родителям, которые с вопросами отправились в Управление образования.
“Там им предложили пойти в другие школы, мол чего вы так привязались именно к первой. Но люди, которые знакомы с аутизмом, с инклюзией, понимают, что это просто невозможно - отправить ребенка-аутиста в другую школу за месяц до учебного года. Это невозможно и физически - первые классы всех школ к середине июля полностью укомплектованы. Тем более речь идет о наборе в ресурсные классы. То есть была готовность вмешиваться в устройство других школ, лишь бы оставить помещения в первой”, — пояснила наша собеседница.
Так родители заявили о намерении обратиться за помощью к председателю следкома РФ Александру Бастрикину. По мнению нашей собеседницы именно это сыграло решающую роль в решении об организации все-таки двух первых классов.
“В школе №1 был набран один первый класс, но в связи с поступившими запросами от родителей будет открыт дополнительный первый класс. Никаких планов сворачивать учебный процесс в школе №1 нет”, — пояснили ProKazan в Управлении образования.
А не пойти ли вам в Салават Купере?
Педагог сообщила, что родителям, обратившимся в Управление, также предлагали пойти в школу в Салават Купере. По ее мнению, если бы они согласились, то в школе за месяц организовали бы ресурсный класс.
“Почему-то всем кажется, что инклюзия это просто, а ресурсный класс - обычный класс только там еще дети с ОВЗ учатся, — выразила удивление наша собеседница. — Невозможно за месяц организовать инклюзивное образование. Это система, выстраиваемая годами. Подготовительные классы для детей с РАС, наличие учителей со знанием коррекционной педагогики, которых в принципе очень мало, наличие в школе тьюторов, да самое простое - обустройство в здании зон рекреации для детей с ОВЗ. Также готовить к присутствию в классе детей-аутистов нужно и “нормиков”. Но это если мы, конечно, хотим выстроить качественную инклюзию, а не сделать ее просто для галочки”.
Фото: мэрия Казани
“Бизнес делают на слезах матерей детей с ОВЗ”, — поделилась эмоциями педагог.
Ощущение, будто мы не в школе, а в “коммуналке”
Сейчас школа № 1 занимает примерно одну третью от всего помещения на Лево-Булачной, 14а. Раздел кабинетов между муниципальной и частной школами зачастую происходит по принципу “из одного кабинета сделать два”.
Решить спор таким образом посоветовали и в Управлении образования: после разделения одного из кабинетов на каждый класс получится по 40 кв. метров. Уроки физики проводятся в кабинете, где также идут уроки информатики. “Оба предмета не так часто стоят в расписании каждого класса, что позволяет совмещать”, — уверены в Управлении.
“Поймите, это не наша прихоть, что мы хотим себе большое здание в центре Казани с красивым видом, — отметила педагог. — Дети должны учиться и учиться не в “клетушках”. И у муниципальной школы возможностей для поиска комфортного помещения намного меньше, чем у частной”.
Также двум школам приходится согласовывать расписание, постоянно его подстраивать друг под друга. Особенно это касается зон общего пересечения: актового и спортивного залов, столовой.
По словам педагога, школе № 1 все эти кабинеты достаются по остаточному принципу: “пользуйтесь, конечно, но в то время, когда они не нужны нам”.
“Проблемы постоянные с посещением столовой: у “Бала Сити” на питание детей больше 40 минут, а мне на эти цели дают 10 минут. Попробуйте накормить ребенка-аутиста за такое время. Может целесообразнее сделать наоборот: частная школа будет использовать эти помещения в то время, когда они нам не нужны?” — задается вопросом педагог.
В Управлении образования нам пояснили: питание в столовой организовано для каждого класса по расписанию, как и в других школах города — это обычная практика, чтобы не создавать толкучки. График вывешен перед входом в столовую. Спортзалом и актовым залом ученики обеих школ пользуются свободно согласно графику.
Мы ремонтируем здание за свой счет, а вы еще не благодарны
Помещения “Бала Сити” в здании школы № 1 изначально выдали с условием того, что первая организация будет заниматься там капитальным ремонтом. Но ремонт, по словам нашей собеседницы, это хороший повод для “распила” кабинетов.
“На 4 этаже было два больших кабинета, между ними пробили стену и из двух кабинетов сделали три - это они называют ремонтом, — возмутилась педагог. — Постоянно говорят, что отремонтировали столовую, положили асфальт во дворе школы. Но это ведь очевидные моменты - в столовой питаются их же дети, через весь двор к ним заезжают ученики. Верните нам гардеробную и библиотеку, а с ремонтом мы разберемся”.
Фото: мэрия Казани
Сейчас ученики школы № 1 переодеваются в коридоре, для детей с РАС гардеробная организована в кабинете. По словам педагога, взамен гардеробной “Бала Сити” пообещала муниципальной школе установить шкафчики для хранения одежды.
Школа теряет учеников
По данным на этот год в школе № 1 обучаются чуть больше 200 детей, организовано 12 классов. Такое количество учеников нетипично для казанских общеобразовательных учреждений, где часто наблюдается нехватка мест.
“Все эти разбирательства бьют по имиджу школы. И, конечно, родители не хотят отдавать ребенка в такие условия. Я сама часто слышу, что наша школа интересна многим казанцам, но ситуация нестабильности заставляет их выбирать другую школу. Так искусственно создается характеристика невостребованности. — Считает педагог школы № 1. — Мы рискуем потерять наших учеников, рискуем с успешностью лечения детей-аутистов. Мало кто понимает, что как слепому нужен шрифт Брайаля, а глухому - слуховой аппарат, детям с РАС нужно общество обычных детей. Без этой коммуникации нет смысла в инклюзивном образовании для детей-аутистов”.
Фото: мэрия Казани
“У меня только один вопрос, но и он без ответа”
“На каком основании автономная некоммерческой организации (в коем статусе находится ‘Бала Сити’) переданы помещения муниципальной школы, при том, что явно осуществляется коммерческая деятельность, организация получает доход, пусть и в рамках устава.
В Управлении образования Исполкома Казани подчеркивают: обсуждение продолжается, и компромиссные решения обязательно будут найдены.
В “Бала Сити” на момент публикации материала получить комментарий не удалось, специалисты школы готовят ответ на запрос.
Фото из группы "Школа № 1 Вахитовского района" в социальной сети во "ВКонтакте"