Напротив элитного небоскреба "Лазурные небеса" преподаватель КФУ строит лютеранскую церковь с финскими корнями

На пересечении улицы Патриса Лумумбы и проспекта Камалеева, справа от небоскреба "Лазурные небеса" строится большое здание прихода Святого Апостола Андрея Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии. Портал ProKazan.ru побывал на стройке и выяснил, откуда в столице Татарстана протестанты скандинавского толка.

Откуда что взялось?

Оказывается, Церковь святого Апостола Андрея официально существует в Казани уже 12 лет. Располагалась она все это время на этом же месте по адресу Патриса Лумумбы, 57а. Только раньше это была небольшая кочегарка старого аэропорта, где собиралась немногочисленная паства. В том числе поэтому о представителях этого ответвления христианства большинство казанцев даже не подозревали (в лучшем случае горожане знают о лютеранской церкви немецкого прихода на Карла Маркса).

Сейчас, когда на месте кочегарки обозначился силуэт религиозного сооружения с высокой колокольней, горожане оказались перед неожиданным фактом: в Казани есть представители Церкви Ингрии.

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии— протестантская (лютеранская) церковь скандинавской традиции на территории России. Большинство приходов этой церкви расположены в Ленинградской области и Карелии (в 1703 году эти территории были отвоеваны Российской Империей у Финляндии​, оставшиеся жители продолжают исповедовать исторически сложившуюся веру). Юридически она возникла в 1992 году, Но по факту существует с 1611 года.

С определенных ракурсов вместе с находящимися через дорогу "Лазурными небесами" эта композиция может ассоциироваться с эпическим противостоянием толкиеновских "Двух башен" из всемирно известного "Властелина колец". Осталось разобраться, где добро, а где зло.

Как рассказал настоятель Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в Казани Анатолий Погасий, церковь возводится по решению и на средства центральной канцелярии (епархиального управления) церкви Ингрии на территории России, находящейся в Санкт-Петербурге. Однако проект здания выполняла казанский архитектор, преподаватель КГАСУ, являющаяся прихожанкой Церкви святого Апостола Андрея.

Земля, на которой строится религиозное сооружение, частично находится в собственности церкви, частично принадлежит городу. Участок, где находилась кочегарка старого аэропорта, был в свое время выкуплен церковью. Остальная площадь предоставлена для строительства нового здания и в бессрочное пользование.

Как пояснили корреспонденту ProKazan.ru в пресс-службе мэрии, строительство церкви действительно согласовано, утверждено и никаких подозрений сама религиозная организация у администрации города не вызывает.

- В Казани нет ни финнов, ни их потомков, которые считаются зачинателями и носителями по сей день этого направления лютеранства, - признался Анатолий Погасий. - Но люди приходят сюда, находя каждый что-то для себя именно в Церкви Ингрии. Не секрет, что не всех устраивает православие, ислам или современные позднепротестантские течения.

Сейчас в Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии всего около ста прихожан. Как уверяет настоятель, никого специально не вербовали — все приходят по своей воле. По словам местных жителей, ведут себя приверженцы церкви тихо и мирно — устраивают мероприятия для детей, собирают гуманитарную помощь нуждающимся, шефствуют над приютом для детей, проводят занятия в воскресной школе.

Когда церковь будет достроена, в ней появятся гостевые помещения для туристов. Настоятель уверен, что в будущем сюда из Финляндии и Швеции, где подобное направление христианства не редкость, потянутся из любопытства верующие. Смогут останавливаться в церкви и приезжающие на различные мероприятия из других регионов прихожане и священнослужители.

Единственный рабочий, которого застал корреспондент ProKazan.ru в строящейся церкви, подтвердил, что по вечерам в готовой ее части собираются разные группы людей (пенсионеры, молодые, дети). Что-то изучают, беседуют, слушают настоятеля.

По словам настоятеля Анатолия Погасия, закончить строительство планируется к лету 2015 года. Со временем планируется установить в большом зале и орган. Пока же прихожане довольствуются маленьким органом, в который воздух подается из компрессора.

К слову, пастор Церкви святого Апостола Андрея Анатолий Кириллович Погасий - доктор философских наук, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры религиоведения КФУ. А кроме того, автор нескольких книг, в том числе "Церковные расколы в российском православии XIV - начала XX веков", вышедшей в 2008 году.

Он не скрывает, что в молодости "как и все был неверующим". Но в 90-х примкнул к сторонникам церкви "Краеугольной камень". Однажды к ним из Питера приехали представители церкви Ингрии с предложением основать ее приход в Казани. Тогда же кандидатура Анатолия Погасия была выбрана и утверждена на должность пастора прихода.

Нужна ли в Казани протестантская церковь скандинавов?

Как прокомментировал сайту ProKazan.ru Раис Сулейманов, историк, эксперт Института национальной стратегии, случаев, когда священнослужитель одновременно и преподаватель в светском учебном заведении, немного.

- Однако в Казани несколько таких примеров есть, - рассказал Раис Сулейманов. - Это отец Ярослав (Бухараев) - православный священник, доцент кафедры религоведения КФУ, кандидат исторических наук. Наиль хазрат Гарипов - председатель Центра исламской культуры "Иман", имам, кандидат исторических наук, проректор по научной работе Казанского института финансов, экономики и информатики. Но они не навязывают свою религиозность.

О том, что Казанский приход Церкви Ингрии не только строится, но и существует несколько лет в Казани, знают и их ближайшие "коллеги" по вере – прихожане лютеранской Церкви святой Екатерины немецкого прихода (на Карла Маркса). А так же камерный оркестр "Ренессанс", который исполняет в том духовную музыку, а его участники являются прихожанами немецкого прихода.

- Мы дружим с этой Церковью, - сообщила Анастасия Илюшкина, руководитель оркестра. - Они очень давно хотели построить себе новое и специально приспособленное здание. Мы рады, что наконец это происходит и рады помочь им. Даже вместе ездили по разным городам и выступали с благотворительными концертами, чтобы собрать средства для строительства.

А вот представители мусульманства Казани даже не подозревали о существовании Церкви Ингрии в столице Татарстана.

- Ничего про нее не слышал, - признался Рустам хазрат Хайруллин, заместитель муфтия РТ. – Знаю, что испокон веков в России православие исповедуется. Считаю, что эту традицию и надо соблюдать. В Татарстане православие – традиционная религия наряду с исламом. У каждого народа есть свои традиции, которые надо чтить и передавать. Если какое-то направление противоречит традиционному православию или исламу, мы не можем его принимать и одобрять.

Представители православной церкви, к которым корреспондент портала ProKazan.ru также обращался за комментариями, в большинстве не знали о строительстве некой церкви на Патриса Лумумбы и ее скандинавском толке. Однако в итоге протоиерей Сергий (Титов), глава миссионерского отдела Казанской епархии, все-таки оказался сведущим в этом вопросе.

- Если честно, я уже не успеваю следить за ветками протестантизма, - сказал отец Сергий. – Но для лютеранства очень характерен процесс дробления на все более мелкие направления. И этот хаос обычно и непонятен для православных. Но с Анатолием Погасием я знаком. Иногда даже присутствуем на одних мероприятиях.

По словам отца Сергия, Церковь, возглавляемая преподавателем религоведения КФУ, - это одно из направлений лютеранства, которое отличается от "классического" лютеранского учения более выраженным радикализмом и уходом от традиции.

- Но сказать, что это опасные люди – нет, конечно, - отмечает отец Сергий. - Просто они ближе к новым направлениям – баптистам, пятидесятникам, неопятидесятникам. Из плюсов могу отметить, что сейчас российский протестантизм наконец уходит от подражания Западу. Раньше они очень нетерпимо относились ко всем другим верам, перенимая агрессию в основном от американских и частично европейских протестантов. Сейчас с учетом родной культуры и ценностей, в том числе православных, российские протестанты уходят от западной агрессии.