"Ребята, Виталика нашего не стало": что говорят одноклассники о татарстанском террористе

Вчера ночью в Вене прогремел теракт. Около 2-х часов ночи неизвестные открыли огонь по синагоге, в результате чего 3 человека погибли, 15 пострадали. К сожалению, такие новости к 2020-ому стали практически обыденностью, и люди убивают друг друга из-за расы, религии и политических взглядов.

Причем сегодня эти события могут коснуться каждого и для этого не нужно жить в Европе или Москве. Вот вам Кукмор - небольшой городок Татарстана, почти посёлок. 16-летний мальчик Виталий Антипов нападет на отделение полиции с коктейлем Молотова и криками "Аллах Акбар, я вас всех убью".

Корреспондент ProKazan.ru собрал всю имеющуюся по этому событию информацию, а также поговорил с классным руководителем мальчика и его одноклассниками, пытаясь понять - можно ли было все это предотвратить?

События ночи

Ночью 30 октября на отдел полиции по Кукморскому району напал 16-летний подросток Виталий Антипов. Он кинул на парковку перед зданием ведомства бутылку с горючей смесью - коктейлем Молотова, после чего кинул еще одну и попытался скрыться.

Само здание не загорелось. Огонь начал распространяться неподалеку от служебных машин, что привлекло внимание участкового. Полицейский бросился тушить пожар и уже в процессе заметил второй снаряд от подростка. Вместе с присоединившимся коллегой они догнали мальчика, однако тот оказал сопротивление. В результате непродолжительной схватки Виталий Антипов нанес сотруднику правоохранительных органов три ножевых ранения. Напарник вынужден был открыть огонь. Мальчик погиб на месте.

Подробности жизни мальчика

Никакого объяснения поступков мальчика в первые часы не давалось. Позже в сети стала появляться информация о жизни ребенка, из крупиц которой люди стали строить догадки о произошедшем. Оказалось, что его семья недавно приехала в Татарстан. С 5-го по начало 9 класса Виталий учился в одной из башкирских школ, куда еще раньше переехал с Алтая.

Корреспондент ProKazan.ru поговорил с его одноклассниками и классным руководителем. В совершенное подростком там верят до сих пор с трудом.

"Ребята, Виталика нашего не стало", - написала преподавательница своим ученикам, и в ответ ей посыпались удивленные сообщения: поверить в случившееся не мог никто.

"Нормальный ребенок, - вспоминает о мальчике сама руководительница. - Веселый, отзывчивый, такой светлый. Мы все в шоке. У девочек до сих пор в ушах стоит его смех. Учился хорошо, ударник твердый. И очень амбициозный! Всегда говорил, что станет отличником и дальше - бизнесменом".

Она отмечает, что никогда не замечала в ребенке особого интереса к религии и даже удивляется: "Это ведь не ислам у него, нет?", а одноклассницы говорят, что в классе его и вовсе считали атеистом.

"Он был атеистом, всегда был против религии, говорил что никогда не примет её, - рассказывает одна из девочек. - Учился нормально, много шутил, его, помню, хвалили за стихи и сочинения. Он всего 4 года с ними учился, и в октябре в 9 классе ушёл".

Правда, сомнения все же есть. Как говорят девочки в классе, социальный работник в школе, работавшая с мальчиком, предостерегала ребят: мальчик вступил в секту, общаться с ним опасно.

Она говорила нам с ним не общаться, потому что он попал в какую-то секту и это может привести к чему-нибудь. Собственно, что и произошло", - рассказывают одноклассницы (сама соцработница отказалась комментировать ситуацию своего подопечного - прим. ред.)

В 9-ом классе мама Виталия забрала сына в Ижевск. Там он начал учился в мусульманской школе "Гармония" и там же принял ислам. Как выяснили в "Комсомольской правде", Виталий пробыл в школе всего 5 месяцев - с октября 2019 года и до введенной в связи с эпидемией коронавируса "дистанционки". И снова в школе не заметили никаких наклонностей к радикализму.

Директор школы "Гармония" Ахтам Чугулаев рассказал изданию, что Виталий был неконфликтным учеником, жизнерадостным, правда, иногда "он опаздывал на уроки и у него оценки стали чуть ниже. Но это нормальная ситуация, потому что раньше мальчик учился в сельской школе".

"К парня проблемы с психикой"

В Татарстан Виталий переехал после замужества матери. Отчимом стал Марат Замалиев.

По имеющейся информации, мужчина уже был судим за изготовление оружия и, кроме того, ранее участвовал в теракте 1999 года, когда 12 человек совершили подрыв магистрального газопровода Уренгой - Помары - Ужгород. Тогда все члены группировки скрылись с места преступления, однако спустя некоторое время их нашли. Марат Замалиев отсидел в тюрьме, оставшись в истории терактов как член "кукморского джамаата". Его и еще пятерых, причастных к подрыву, задержали сразу после нападения мальчика.

Предполагается, что именно из-за общения с этим человеком мальчик поменял свои взгляды. За день до нападения на отдел полиции Виталий записал видеообращение: молодой человек уже собирался совершить поджог.

"Поджигать кафе - мерзкое, шайтанское место, где продают алкоголь, в котором слушают музыку, его не будет", - говорит мальчик на видео.

Несмотря на такие казалось бы религиозные взгляды, Виталий не посещал ни одну из мечетей Татарстана. Об этом рассказал муфий республики Камиль хазрат Самигуллин. Однако соседи в Ижевске отмечают, что подросток отличался именно своей религиозностью.

"Вел себя он очень странно, сильно отличаясь от местных. Например, постоянно повторял и акцентировал внимание на том, что он мусульманин. Даже когда его никто об этом не спрашивал. Кто-то из соседей даже думал обратиться в органы, подозревая, что у парня проблемы с психикой. Виталий пытался заводить религиозные разговоры радикального характера, что пугало людей", - сообщает издание Mash.

Незадолго до случившегося подросток съехал и от матери. Стал жить отдельно в однокомнатной квартире, подрабатывал официантом в кафе отчима Марата Замалиева. Кстати, сама женщина также "ушла в религию". Как отмечают знакомые, она покрывала голову платком и всегда ходила в длинном платье.

В результате несовершенного акта терроризма следствием было возбуждено уголовное дело по статьям "Покушение на террористический акт" и "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа".

Несмотря на это, в обществе не утихают споры, рождаются вопросы. Влияние ли это отчима, ранее причастного к терроризму? Или это религия исказила взгляды подростка? Может быть, его и вовсе заставили? Так или иначе, Татарстан взволнован очередным террористическим актом.