В Казани пассажиров автобусов будут считать 3D датчики

Автобус 15-го маршрута, который следует от Комбината «Здоровье» до улицы Адоратского и обратно, стал первым, где установили датчики подсчета пассажиропотока. Чтобы заметить датчики в «Нефазе», казанцам предстоит приглядеться к потолку: на каждой дверью автобуса установлен прибор с видеокамерой, который считает каждого зашедшего в салон пассажира. Далее информация в режиме он-лайн поступает в базу данных. Простыми словами, директор АТП может отслеживать популярность конкретного маршрута, видеть всё, что происходит в салоне автобуса и подсчитывать статистику.

- Кондукторы в конце дня предоставляют отчетность, руководство АТП может посмотреть по базе данных, сколько пассажиров проехало за день на конкретном автобусе, - рассказал главный технолог ОАО «Содружество» Руслан Шамайрданов. - Это может оптимизировать работу самих маршрутов. Если они видят, например, что маршрут этот не окупается, то следует его поменять или скорректировать расписание.

Таким образом, если маршрут не пользуется популярностью у казанцев и приносит убытки, перевозчик сможет убедиться в этом наглядно и скорректировать расписание. В крайнем случае, вообще от него отказаться и перенаправить автобус на другой маршрут.

По словам разработчиков системы «СтатТрэкер», приборы успешно проявили себя на в поездах пригородного сообщения. Данные автоматических «шпионов» позволили сэкономить значительные суммы — ведь каждая незаполненная электричка, по сути, приносит убытки перевозчику.  К тому же теперь можно будет сравнить конкретное количество пассажиров, которые купили билет с общей загрузкой состава, то есть вычислять количество «зайцев» на маршрутах.

Подсчет пассажиров, осуществляемый данным устройством, дает возможность определить общее количество пассажиров, включая пользующихся абонементными билетами. Распознающий сенсорный датчик реагирует на движение объектов определенного размера и идентифицирует каждый из них как одного пассажира. При этом определяются геометрические параметры объекта (3D-модель человека). Систему не обмануть: если пассажир на время вышел из транспорта, а потом снова прошел на посадку, учитываться повторно уже не будет. Освещение и погодные условия для точности значения не имеют, а погрешность меньше, чем у приборов, устанавливаемых на турникетах.

– Данная система уникальна для России - Федеральная служба по интеллектуальной собственности выдала группе авторов и ОАО «Содружество» как правообладателю свидетельство о регистрации данной разработки. В нашей пригородной компании «СтатТрэкер» успешно применяется с начала 2013 года на вокзале Казань-2 и остановочном пункте метро «Аметьево», рассказал Сергей Рузанов, главный инженер ОАО «Содружество».

Стоимость устройства держится в тайне. Когда система заработает во всех автобусах, пока неизвестно. По словам разработчиков, устройство заинтересовало директоров АТП, которые не прочь следить за своими экипажами в режиме реального времени.

- Можно узнать, как и на сколько эффективно работает кондуктор. Сколько народу зашло и сколько билетов было продано: данные будут сопоставляться. В режиме он-лайн выявлять «зайцев» будет очень тяжело, для этого должна быть связь с водителем и с кондуктором, возможно это будет реально в будущем, и мы будем усовершенствовать программу. Например, утром на 15-м маршруте ездят и стоят плотно, это будет сделать не просто, - утверждает специалист по связям с общественностью ОАО "Содружество"  Инна Карпова.

Водитель автобуса Елгуджа Моргошия, автобус которого первым участвует в тестировании датчиков, признался корреспонденту ProKazan.ru, что от ноу-хау ему «не холодно, не жарко». По его словам, теперь ему не придется доказывать своему директору, что в конкретный день их маршрут не пользовался популярностью у пассажиров. А погрешности в работе кондуктора, когда некоторым казанцам удается проехаться «зайцами», и без всяких датчиков учитываются при подсчете плана.

- Ради бога, пусть за нами следят! Раз им так угодно, то пусть считают! Зато нам проще в моменты, когда сокращается пассажиропоток, а нам руководство не верит на слово. Теперь они смогут проверить это в режиме реального времени, - утверждает Елгуджа.

В течение месяца в автобусах МУП «ПАТП-4» и МУП «ПАТП-2» (по 15 дней на каждом) «датчики» будут работать в тестовом режиме. А через месяц, если приборы оправдают ожидания транспортников, их установят на других автобусах. Результаты тестирования не раньше, чем через месяц, предстоит оценить исполкому Казани.