Вопрос о наказании водителей за превышение средней скорости вновь стал актуальным. Министерство транспорта и МВД рассматривают возможность возврата штрафов за этот вид нарушения, хотя официальная позиция МВД остаётся нейтральной.
В ряде регионов, включая Ямало-Ненецкий автономный округ и Вологодскую область, предложили провести эксперимент по контролю средней скорости автомобилей на дорогах.
Почему хотят вернуть контроль средней скорости?Система измерения средней скорости на участках между камерами уже применялась в России, но была отменена в 2019 году решением Верховного суда.
Главным аргументом стало то, что в Правилах дорожного движения (ПДД) и Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) отсутствует понятие «средняя скорость», а место и время нарушения не фиксируются точно.
Однако сторонники инициативы считают, что контроль средней скорости поможет снизить аварийность. По их мнению, этот метод заставит водителей двигаться более равномерно, исключив резкие разгоны и торможения перед камерами.
Как могут работать штрафы за среднюю скорость?Предложение заключается в том, чтобы фиксировать время, за которое автомобиль проехал определённый участок дороги, и на основании этого рассчитывать его среднюю скорость. Если она превышает разрешённый лимит, водитель получает штраф.
В поддержку этого метода выступают власти Татарстана, где система уже применялась ранее, а также Госавтоинспекция Казани. По словам главы ГИБДД города Михаила Савина, во время работы системы в Казани количество ДТП снизилось.
Аргументы противниковОднако не все поддерживают возвращение контроля средней скорости. Представитель Федерации автовладельцев России Дмитрий Золотов считает, что штрафы за среднюю скорость не повлияют на безопасность движения, а лишь увеличат сбор денег с водителей.
По его мнению, водители всё равно будут искать лазейки, а принудительное снижение скорости приведёт к опасным ситуациям на дорогах.
Депутат Госдумы Ярослав Нилов также критикует инициативу, указывая, что в ПДД отсутствует понятие «средняя скорость». Он также напомнил, что значительная часть доходов от штрафов уходит на содержание систем автоматической фиксации, а не на повышение безопасности дорожного движения.
Что дальше?Пока инициатива остаётся на стадии обсуждения. Минтранс официально заявил, что не работает над этим вопросом, но в Госдуме и ряде регионов продолжаются попытки запустить новые эксперименты.
Возвращение контроля средней скорости возможно только после внесения соответствующих изменений в ПДД и КоАП. Пока же вопрос остаётся спорным, и нет единого мнения о том, насколько эта мера действительно повысит безопасность на дорогах.