Автолюбителей ждет большая перемена: Новые законы, постановления и правила для водителей с сентября 2025

02.09.2025, 08:45 , Азалия Уразбаева

С 1 сентября в России вступают в силу изменения, которые затрагивают не только автомобилистов, но и все процессы, связанные с транспортом.

Эти изменения касаются пошлин, медицинских осмотров, а также штрафов и правил техобслуживания. Рассмотрим, какие нововведения предстоят автовладельцам и другим участникам дорожного движения.

1. Пошлины — растут

С момента последнего повышения пошлин прошло 11 лет, и с июля правительство приняло решение повысить несколько важных сборов. Машину не только нужно купить, но и зарегистрировать, получить свидетельства и номера — все эти услуги тоже имеют свою стоимость. Пошлины, которые не менялись с 2014 года, теперь увеличатся в 1,5-3 раза. Например, стоимость водительских прав нового образца вырастет с 3 тысяч до 6 тысяч рублей, а старого образца — с 2 до 4 тысяч. Оформление ПТС и госномеров подорожает «всего» в полтора раза, а вот за получение СТС и СБКТС теперь придется заплатить в 3 раза больше.

Дополнительно введены две новые пошлины. Теперь за внесение данных в Единую автоматизированную систему технического осмотра (ЕАИСТО) придется платить 500 рублей, а автошколы обязаны будут отдать 15 тысяч за получение заключения о соответствии их технической базы требованиям. Ранее эти услуги были бесплатными.

Минфин объясняет повышение необходимостью компенсировать инфляцию, рост стоимости материалов и увеличение зарплат сотрудников, занимающихся оформлением документов. В результате ожидается, что повышение пошлин принесет в бюджет 7-9 миллиардов рублей ежегодно.

Как отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, для большинства автовладельцев повышение пошлин не станет критичным, так как автомобили меняются в среднем раз в 7 лет, а права — раз в 10 лет. Но такие изменения могут оказать существенное влияние на бюджет страны.

2. Болезней — стало больше

Пока Минфин занимался повышением пошлин, Минздрав также принял изменения в список заболеваний, при которых нельзя управлять автомобилем. Внесены два важных дополнения:

  • В категорию «Психические расстройства и расстройства поведения» добавили пункт о «общих расстройствах психологического развития», что расширяет список заболеваний, включая шизофрению, деменцию и другие расстройства.

  • В категории «Болезни глаза и его придаточного аппарата» вместо «ахроматопсии» (цветовой слепоты) теперь указаны «аномалии цветового зрения», что делает термин более широким и обобщенным.

  • Минздрав поспешил успокоить, что не каждая «аномалия цветового зрения» или расстройство психологического развития приведет к отказу в получении прав. Каждый случай будет рассматривать врач медкомиссии индивидуально, как это было раньше. Однако в будущем, если врач выявит заболевания, мешающие вождению, он направит водителя на внеплановую медкомиссию.

    3. Перерыв между «продувками» — больше

    С 1 сентября вступят в силу нововведения в процедуру освидетельствования на опьянение. Минздрав внес несколько изменений:

  • В список веществ, на которые проверяют водителей, добавлен мефедрон, в связи с его растущей популярностью.

  • Максимальный интервал между первой и второй «продувкой» увеличен с 20 до 25 минут, что упрощает работу врачей, особенно в условиях массовых рейдов.

  • Время на сдачу анализа мочи ограничат 1 часом. Ранее такого ограничения не было.

  • Водители теперь будут обязаны подписать «добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство» перед процедурой освидетельствования.

  • Эти изменения не направлены на ухудшение условий для водителей, а скорее улучшат работу медицинских учреждений. Также добавлен пункт о «добровольности» согласия на медосвидетельствование, что фактически означает, что отказ от него будет приравнен к отказу от процедуры, с последующими штрафами.

    4. Мигалка — не пропустишь — дороже

    В июне были приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые существенно увеличили штрафы за непредоставление преимущества транспортным средствам со спецсигналами. Теперь штрафы следующие:

  • Непропуск автомобилей с проблесковыми маячками и спецраскраской (скорые, полицейские и другие экстренные службы) увеличиваются с 4,5-7,5 тысяч до 7,5-10 тысяч рублей, либо лишение прав на 6-12 месяцев.

  • Штраф за непропуск автомобилей без спецраскраски, но с включенными проблесковыми маячками, также теперь составляет 7,5-10 тысяч рублей, а срок лишения прав — от 6 до 12 месяцев.

  • За непредоставление преимущества только синим маячкам (без звуковых сигналов) штраф остается прежним — 500 рублей или предупреждение.

  • Таким образом, водители обязаны пропускать автомобили с включенными проблесковыми сигналами, однако делать это нужно, соблюдая все правила дорожного движения. За нарушение — штрафы и санкции.

    5. Ремонт — проще

    С 1 сентября вступают в силу обновленные правила оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей. Вот ключевые изменения:

  • Подписать договор на услуги теперь можно через сайт или мобильное приложение.

  • Больше не требуется указывать «оценочную стоимость» автомобиля, оставленного на ремонт.

  • Автосервис больше не обязан по требованию клиента предоставлять «Книгу жалоб и предложений».

  • Внесены изменения в порядок возмещения ущерба. Теперь автосервис обязан возмещать ущерб по общим правилам законодательства.

  • Эти изменения призваны упростить процесс обслуживания автомобилей, хотя основное внимание уделено оформлению документов и возмещению ущерба в случае повреждения автомобиля.