Психолог об участившихся детских суицидах: их нельзя сравнивать, они все слишком разные

17.11.2014, 14:37 , Мария Горожанинова

За последнее время в Татарстане наблюдается вспышка суицидов, большая часть которых - среди детей и молодежи. Так, в Набережных Челнах школьник спрыгнул с 9-этажного дома со словами «Я не хочу жить», 29-летняя жительница Нижнекамска повесилась на веревке от качелей своей дочери, а казанская девушка зарезала своего парня ножом и спрыгнула с 14-этажного дома.

ProKazan.ru решил узнать, чем же вызван столь резкий скачек самоубийств и обратился за комментарием к психологу, руководителю отделения социально-правовой защиты центра «Доверие» Татьяне Патеевой.

По словам Татьяны Ивановны, она знакомы со всеми случаями суицида в Татарстане, но каждый из них настолько разный, что делать общее умозаключение по ним было бы неправильно. У каждого из погибших персональные, индивидуальные причины самоубийства. Говорить о том, что оно связано с возрастом также не совсем корректно, ведь он очень субьективен, а возрастные границы размыты.

Психолог рассказала, почему возникают суицидальные наклонности у взрослых и детей

Основные факторы:

  • Употребление психоактивных веществ (алкоголь и наркотики)
  • нервно-психические заболевания (депрессии)
  • напряженная обстановка на работе, переутомление
  • неблагополучные отношения в семье, несчастная любовь, состояние «изгоя».

По словам Татьяны Патеевой, большое значение имеют и факторы окружающей среды.

- На людей с нестабильной психикой влияет не только время года, но и полнолуние. В Это время обостряются заболевания.

Что касается случаев суицида среди детей, то помимо всех вышеперечисленных причин, они сами по себе находятся в сложном состоянии.

- У них и так все обострено, прибавим к этому непонимание и конфликты со значимыми людьми. Как ни крути, все в итоге сводится к семье. В современном мире все общение достаточно формально (родитель задумывается только о том, «Что нужно для школы?», «Как здоровье?»).

Как рассказал психолог, институт семьи сейчас очень ослаблен. Но несмотря на отсутствие времени, каждый родитель может найти пол часа в день, что бы просто поговорить с ребенком.

Другой, немаловажной причиной нестабильного состояния у подростка может быть и конфликты в школе.

- Учитель сам очень загружен и не всегда успевает проконтролировать обстановку. Поэтому мы вводим в казанские школы службу примирения. На данный момент, если не ошибаюсь, она есть в 23 школах в городе и в 4 по республике. Мы отдельно беседуем с участниками конфликта, объясняем обидчику, почему он не прав, а пострадавшему оказываем психологическую помощь. В Казани эта система работает третий год. Не знаю статистики по республике, но по России с введением службы примирения, нарушений в школе стало на 50% меньше.

Советы родителям:

  • Разговаривайте с ребенком каждый день. В этом случае вы всегда сможете контролировать его внутренне состояние и заметите малейшее расстройство.
  • Держите контакт с классным учителем ребенка. Он проводит с ним большую часть времени и наверняка в случае чего сообщит, если заметит какие-либо отклонения.
  • Если ребенок не хочет разговаривать и замыкается в себе — стоит отвести его к психологу.