Массовая стрельба или так называемый мass shooting - инцидент с участием нескольких жертв огнестрельного оружия и, как правило, гибели некоторых жертв, стало в 21-ом веке явлением, приобретающим некую популярность - "массшутинг" случается все чаще. Но если раньше это определение больше ассоциировалось с западным миром, то в 2021 году здесь отличилась Россия - расстрел в казанской школе весной и расстрел в пермском вузе осенью.
Фото: Яндекс.Карты. Коллаж: prokazan.ru
Оба стрелка были примерно одинакового возраста (18 и 19 лет), испытывали примерно одно чувство ненависти, но использовали немного разные схемы преступления и дали разную "идеологию" своим поступкам. Один утверждал, что он - бог и поэтому "имеет право" убивать, а второй просто решил, что люди жизни не достойны и поэтому он "достоин" их убить.
ProKazan поговорил об убийцах-подростках с руководителем "Центра психологической безопасности Казани" Александром Дакиновым. Эксперт выделил факторы, которые влияют на формирование таких убийц, отметил роль компьютерных игр и фильмов, указал на ошибочную реакцию общественности и поделился возможными способами профилактики "массшутинга".
Эксперт обращает внимание: нарратив колумбайна ("массшутинг" в школе США) существует в обществе уже давно и поэтому массовые расстрелы часто случаются именно в учебных заведениях. Массовое убийство - это своеобразная акция, которая часто заканчивается самоубийством. Стоит отметить, что преступники собираются убить как можно больше людей и хотят этим запугать.
- Александр, все эти "стрелки" часто объясняют свое желание убивать ненавистью. Но ведь по логике, человек, которого просто одолевает ненависть, выходит из квартиры и начинает расстрел налево и направо. Однако они направляют эту ненависть именно на школьников или студентов. Есть ли этому какое-то объяснение?
- Если мы возьмем опыт подобных инцидентов в Китае, то можем сказать, что там подобные нападения совершались в том числе и на детские сады. В Японии есть нападения на дома престарелых.
Но если мы говорим о бывших школьниках или студентах, то для них это просто яркий и доступный акт. Доступный по той простой причине, что они хорошо знают территорию здания, а это для убийцы очень важно.
Школьные стрелки - разновидность массовых убийц с той лишь особенностью, что обычно они атакуют хорошо знакомое место, и таковым для них чаще всего становится учебное заведение.
Человек, планирующий убийство, примерно представляет, какой будет реакция на шуттинг в учебном заведении, какой отклик он сможет получить на это событие.
Фото из телеграм-канала. Один из классов в казанской школе № 175
- Возможно ли вычислить подростка, склонного к массовым убийствам? Можно ли составить психологический портрет такого убийцы?
- Можно составить такой портрет, есть много исследований, но он носит только академический характер и, подчеркну - не имеет смысла на практике.
В вопросе раннего выявления таких преступников, гораздо эффективнее анализировать социально-экономические факторы, которые могут привести к данным преступлениям.
Вообще не рекомендуется составлять портрет подростка, склонного к массовой стрельбе. Об этом говорят и эксперты по профайлингу ФБР. Например, по мнению, попытка составить опросники или сигнальные листы для определения потенциального преступника не только недальновидна, но и опасна.
Одна из типичных реакций на “школьную стрельбу” - попытка вычислить следующего преступника, разработав “психологический портрет”, список признаков потенциального стрелка. Это приводит к “охоте на ведьм”, несправедливой оценке не склонных к насилию учащихся как потенциально опасных или даже представляющих смертельную угрозу.
У 20% подростков (период с 10 до 20 лет) диагностируют психические расстройства, что является самым высоким показателем среди прочих возрастных групп. Около 25% в период взросления злоупотребляют алкоголем и ПАВ, совершают правонарушения, а также рискуют приобрести психосоциальные проблемы и проблемы с учебой.
Многие подростки, никогда не совершавшие насильственных действий, будут демонстрировать некоторые типичные черты будущих “стрелков”. Предсказать действия, которые происходят так редко, как массовые убийства в школах, практически невозможно.
- Родные и знакомые, что напавшего на школу в Казани, что напавшего на вуз в Перми, говорят, что они были тихими, спокойными мальчиками. То есть их уровень агрессии и какую-либо склонность к массовым убийствам предопределить было нельзя?
- Тихие и спокойные. А что под этим понимается? То, что они не участвовали в драках и криминальной деятельности?
Если посмотреть на показания касательно пермского инцидента, то его знакомая говорила о том, что он интересовался личностью Гитлера. Также существуют показания одноклассников, что со стороны ученика поступали угрозы учителям, и что школьник заранее интересовался оружием.
К показаниям родителей в таких ситуациях необходимо относиться с осторожностью. Они могут отводить от себя атаку по причине того, что в семье могут быть какие-то проблемы, могут о чем-то умолчать.
Есть только предположения, догадки, о том, что ближайшее окружение этих юношей говорило, что у них есть “странности” в поведении.
Кадр видео. Ильназа Галявиева задержали после преступления
- Какие это могут быть странности, на что действительно нужно обращать внимание?
- Долгосрочная фрустрация (хроническое напряжение), испытываемая в начале жизни или в подростковом возрасте, приводит к нарушению коммуникативных навыков и социальной изоляции. У человека отсутствует просоциальная система поддержки, у него возникает неконтролируемое напряжение.
И в таком случае, любое негативное событие, причем оно может быть как реальным, так и воображаемым, будет триггером радикальной негативной реакции.
Тем самым сильный стресс инициирует этап планирования, в котором будущий преступник сначала фантазирует о массовом убийстве как возможности реализоваться, восстановить утраченное чувство контроля, а потом принимает меры, чтобы фантазия стала реальностью.
Мысли и идеи учащегося, элементы идеологии, намерения можно распознать через явление “утечек” - намеренных или случайных действий. Утечки могут принимать форму тонкой угрозы, хвастовства, инсинуации, предупреждений, или ультиматумов; могут быть как произнесены случайно, так и выражены посредством историй, записей в дневнике, сочинений, поэм, писем, песен, рисунков, каракулей, татуировок или видео.
- Галявиеву на момент нападения было 19 лет, Бекмансурову - 18 лет. То есть, это возраст, когда подросток только начинает переходить в стадию взрослого человека. По вашему мнению, как так получается, что юноша, которому впору звать девушек на свидания, вместо этого думает об убийствах?
- Возраст 18-19 лет, он не так принципиален. Школьная стрельба - это подвид массового убийства, а в массовом убийстве достаточно большой возрастной диапазон.
Возраст 18-19 лет может быть связан с тем, что тут есть контекст перехода из одного учебного заведения в другое. Возможно бывшие одноклассники могли бы определить, что он что-то замышляет, а с новым местом еще нет такой сильной социальной связи - такие факторы тоже могут играть свою роль.
Вообще формирование школьного "стрелка", происходит таким же образом, как и массового убийцы. И существуют факторы, которые на это влияют:
- Хроническое напряжение;
- Неконтролируемое напряжение - отсутствие социальных связей, разрядки в поддержке окружения;
- Острое напряжение - событие триггер, которое запускает реакцию;
- Факторы, которые вы перечислили, на мой взгляд, имеют место быть в жизни каждого третьего, а хроническим напряжением сейчас вообще никого не удивить. Создаётся такое впечатление, что убийца ещё и жизни то толком не пробовал, а уже испытывает столько ненависти и напряжения. Или это все-таки дешёвый способ самовыражения, когда похвастаться больше нечем?
- Частично да, но это касается не только подростков, а всех людей - из взрослых массовые убийцы формируются по тем же факторам.
И если эти факторы стресса будут накапливаться и у человека не будет происходить необходимой эмоциональной разрядки, то он может стать массовым убийцей.
Не только школьник, подросток, но и взрослый человек. Поэтому важно искать те факторы, которые формируют стресс и усиливают напряжение.
- Чем подросткам снимать это напряжение? Спорт, какое-то хобби, еще что-то?
- К сожалению, ничто и никто не может дать 100% гарантии, что ничего не случится, чем бы подросток не занимался. Безусловно, хобби, разные кружки - все это важно. Особенно, если руководитель кружка реально наблюдает за состоянием подопечных и отслеживает их уровень стресса. Это может быть хорошей профилактикой. Но не гарантией.
Нужно отслеживать те факторы, о которых я уже говорил - именно они формируют будущего убийцу и усиливают стресс. Не всегда мы можем точно сказать, что именно повлияло на становление преступника, так как в большинстве случаев эти люди заканчивают жизнь суицидом.
Массовые убийства, как и школьная стрельба, которая является подвидом массовых убийств - это достаточно сложная проблема и тут нет волшебной кнопки, где мы что-то одно улучшили и сразу от всего избавились.
Возможные общие мероприятия профилактики "массшутинга":
Крайне желательно участие учеников в волонтерской деятельности:
- приюты для животных;
- детские дома, особенно для детей с особенностями развития;
- посещение домов престарелых.
Контакт с более слабыми и нуждающимися в помощи развивает эмпатию и сопереживание - такие методы используют для реабилитации самых тяжелых психиатрических заболеваний, включая работу с потенциальными серийными убийцами. Кроме того, полученный опыт дает подростку понимание собственной ценности и уникальности.
Стоит акцентировать внимание, что проводя подобную атаку, массовые стрелки пытаются вместо созидания, творчества, изменить мир с помощью ненависти. Это патологично и бессмысленно, поскольку на ненависти нельзя ничего построить.
Фото: ProKazan.ru
- После "массшуттинга" в Перми начались массовые упреки в сторону Интернета, кино и тому подобное. По классике, все причины сваливают именно на это. По-вашему, насколько такое поведение вообще правильно и не вызывает ли оно со стороны молодежи еще большего негатива?
На данный момент нет доказательств, чтобы какой-то отдельный фильм, музыка, игры подтолкнули к совершению преступления. Поведение контролирует контекст, а фильмы и игры - это лишь малая часть этого контекста. А если человек круглые сутки играет в игры, просматривает фильмы и не может влиться в социум, то он тоже это делает по каким-то причинам, и тут гораздо важнее изучать эти факторы, чем какую-либо игру или фильмы.
- А что можете сказать в отношении средств массовой информации - правильно ли они ведут себя, освещая события со стрельбой в учебных заведениях, не создают ли ореол знаменитости вокруг убийц?
- К сожалению, во время инцидента в Казани, СМИ вели себя так, как делать не стоит и это могло бы породить гораздо больше опасности и подражателей. По инциденту в Перми СМИ, к счастью, действовали уже более качественно.
В целом, как действовать СМИ в таких ситуациях уже говорилось не один раз. Они должны в таких случаях обесценивать преступника или делать его смешным, говорить больше о количестве жертв и пострадавших в этих инцидентах, говорить больше о героях которые защищали детей, или обезвредили преступника.
В случае инцидента в Перми, хорошо говорить про сотрудников ДПС Владимира Макарова и Константина Калинина, которые выполнили свой долг. Говорить о преподавателе Олеге Сыромятникове, который продолжил лекцию и не повёл детей на смерть. Стоит упомянуть иракского студента Абдуллу Обаида, который во время стрельбы защищал девушку.
Некоторые эксперты считают, что вообще в СМИ не должно быть никаких упоминаний о школьной стрельбе.
- Со СМИ понятно. А можно ли с точки зрения психологии объяснить феномен появления "фанатов" того же Галявиева - ему собирали деньги на адвоката и посвящали фанфики. Подростки ему сочувствуют, а это чувство, больше хорошее, чем плохое. Но нормально ли его проявлять в таких ситуациях?
- Скорее всего тут присутствует так называемая ошибка выжившего. Стоит уточнить, что мысли, эмпатия - это тоже поведенческий репертуар, который у подростков может быть ещё не выработан. Но важно понимать, что такие акции будет поддерживать меньшинство людей.
На всю страну кажется, что набирается много, но на самом деле это единицы. Кто-то этим троллит других в интернете. Кто-то схож в своём умственном развитии с человеком, который совершил преступление, а кто-то делает это в силу того, что их поведенческий репертуар ещё не очень широкий.
Какой-то глупый человек что-то сделал, подросток обратил на это внимание. Это касается не только школьных стрелков, а ещё и подростковых кумиров, им интересно то, что просто и примитивно. Поэтому может быть и интерес к школьной стрельбе, так как это простая и примитивная акция.
Фото: соцсети
- Галявиев до сих пор не прошел окончательную психиатрическую экспертизу, это же ждет Бекмансурова. При этом первый уже полгода просто под арестом, второй пока в больнице. По-вашему, не создает ли это ощущение какой-то безнаказанности? Другие, склонные к таким же поступкам, видят, что сурового наказания не следует и это может стать для них катализатором?
- С одной стороны нет ясности - почему это сложную экспертизу врачи должны делать быстро, только чтобы удовлетворить запрос людей? С другой стороны, сам вопрос интересный и сложный.
В контексте России, это может выглядеть как попытка избежать наказания, безнаказанности, странные судебные решения. Кажется, что вся система правосудия выглядит странно, потому что с некоторыми людьми у нас система правосудия жестока, а тут так долго копается.
Но если бы в обществе было бы понимание, которое основывается на том, что наказание для всех преступников будет неотвратимым и их реально будут преследовать, то такого ощущения несправедливости, странности и призывов к линчеванию было бы меньше, если бы контекст работы правоохранительной системы и доверие к органам власти был бы другим.
По сути, это вопрос о том, почему мы как общество должны лечить преступников, и почему не оставить бы таких людей умирать? Почему на лечение убийцы в Перми было потрачено 2 млн рублей? Все эти вопросы зреют в обществе и требуют обсуждения, нужна открытая дискуссия на этот счет. Дискуссии у нас нет и поэтому появляется контекст недоверия в обществе к правоохранительной системе.
Людей нужно просвещать, что такое правосудие и откуда оно взялось, как оно работает. Тогда бы люди лучше понимали, что мы сейчас лечим этого "товарища" только для того, чтобы он сел в тюрьму, например в “Черный Дельфин”.
В настоящее время Ильназ Галявиев, который 11 мая устроил вооруженное нападение на школу 175 в Казани, после чего погибли 9 человек и 23 пострадали, находится под арестом и проходит психиатрическую экспертизу.
Тимур Бекмансуров, устроивший 20 сентября стрельбу в ПГНИУ, в результате которой погибли не менее 6 человек и 28 пострадали, находится на лечении в пермской больнице.