Все чаще стали слышаться недовольства автотранспортной системой в Казани. Жители сообщают, что в по утрам и в час пик уехать стало практически невозможно: автобусы ходят с большими задержками по времени и на линии они стали появляться в два раза реже. Особенно негодуют жители отдаленных регионов города, например, ЖК "Лесной городок", с единственным маршрутом 55, также жалуются и пассажиры, пользующиеся автобусами ПАТП-4 36 и 62, идущими к жилому комплексу "Салават Купере".
Жители не понимают, в чем причина сложившейся ситуации. Однако напомним вам недавний текст нашего корреспондента. В нем подробно рассказано, что происходит на самом деле в ПАТП-4, а именно: ворвавшийся в июне ОМОН, задержание директора Айрата Исхакова, некогда назначенного по невыясненным обстоятельствам мэрией вместо заслуженного работника транспорта Наиля Садриева. Сейчас сам Исхаков является фигурантом уголовного дела, связанного с мошенничеством в особо крупном размере, однако продолжает ходить на работу "как ни в чем не бывало" . Сотрудники большим потоком увольняются из-за постоянно завышающихся до нереалистичности планов, которые спускаются им сверху "командой" директора. За отказ выплачивать "долги перед предприятием" - увольнение или голый оклад (примерно 12 тысяч за 300 часов месячной работы на линии). Они рассказывают о том, что работа превратилась в "каторгу", царит атмосфера доносов, которые поощряются руководством. При этом в мэрии и пресс-службе ПАТП-4 сообщают о процветающем предприятии, временно столкнувшемся с проблемами из-за коронавируса. Об уголовных делах директора - не знают, информация не поступала.
"Рыба гниет с головы"
Недовольство сотрудников, особенно тех, кто работает на старом автотранспортном предприятии уже много лет и помнят его действительно процветающим, постепенно перерастает в открытую конфронтацию с начальством. Хотя еще к прошлому нашему материалу они едва соглашались на телефонный разговор с корреспондентом. Теперь - связываются сами.
В распоряжении редакции ProKazan.ru имеется запись из общей группы работников ПАТП-4 в WhatsApp. Обычно там, по словам собеседницы, "никто не может начальству сказать, все боятся", однако накаленная обстановка способствует атмосфере, когда молчать уже невозможно.
"Мало директор наворовал? Еще хочет нас зарплаты лишать! Пускай лишает. Я на комиссии ему все скажу. Рыба гниет с головы! Так что директора сначала увольте, вора, который яхты себе покупает, а потом на нас смотрите", - говорится в сообщении.
Другой работник в конце месяца на встрече с руководством заявил, что сдавать долги не намерен. По словам нашей собеседницы, на это директор предприятия Исхаков ему ответил:
"Не будешь платить - иди увольняйся".
"Он сразу же написал заявление и уволился. Вот так народу все меньше и меньше. Где это видано, чтобы такое малое количество выходов было?" - рассказывает об этой ситуации работница.
Сотрудники отмечают, что порой водители простаивают свои рабочие часы, даже не выехав на линию. Найти кондуктора просто не выходит, так как за последние 3 месяца с предприятия уволились около 60-70 сотрудников.
"Исхаков дал команду "душить"
Некоторые истории на предприятии удивляют уровнем открытости борьбы. Так, корреспондент ProKazan.ru поговорил с сотрудницей, которая начала бороться за свои права совместно с супругом. Для этого они вместе обратились в трудовую инспекцию и нашли адвоката в Центре по защите прав населения.
Она рассказывает, почему пришлось пойти на подобные меры.
"Огромный план! Мы, конечно, не можем его набрать. В прошлом году около 7 тысяч был, в этом - 12! Мы работаем с мужем, и в этом месяце у нас 25 тысяч долгов за невыполнение плана. У кого-то там еще 18 тысяч. Перекрыть эти минусы ничем не могли".
По ее словам, 20 тысяч с них списали, однако 5 тысяч принудили оплачивать, несмотря на полное отсутствие аварий и жалоб от пассажиров. Из-за такой несправедливости и возник конфликт. Оплачивать часть долга водитель-супруг отказался.
"А почему я их должен сдавать? Я должен из кармана отдавать?" - передает его слова жена.
Несмотря на то, что сотрудника пригрозили оставить на голом окладе (около 12 тысяч) и лишить всей премиальной части за безаварийность и отсутствие жалоб со стороны пассажиров (38 тысяч), он принципиально не сдвинулся со своей позиции.
"Мы всегда работали с плюсами и без долгов. Пассажиры меня знают, у меня три благодарности только от них только за последние месяцы. Но они это не учитывают!" - сетует собеседница.
После такого открытого противостояния "три дня нас не обсуждали на планерке". Начался прессинг. Как рассказывает женщина, каждый день с ее автобуса снимают флешку и отсматривают в попытке найти нарушения и подловить на недобросовестной работе.
"Исхаков дал команду "душить", - отзывается работница. - Теперь мы нехорошие, раз начали в инстанции обращаться. Мы как будто на следственном находимся, а не на предприятии".
Теперь контролировать трудовые отношения этой пары будет адвокат из Центра по защите населения. Супругам он уже сообщил, что выплата долгов за завышенные планы незаконна, к тому же, как оказалось при его встрече с экономистом и юристом предприятия, она нигде не фиксируется.
"То, что сейчас пишут в соцсетях - неправда"
Услышав подобные истории от сотрудников, корреспондент ProKazan.ru обратился в пресс-службу предприятия. Часть наших вопросов были прокомментированы председателем Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергеем Темляковым.
"То, что пишут в соцсетях, что вдвое сократилось количество автобусов на 55 маршруте, эта неправда. Если вы выйдете на остановку, сможете сами убедиться, что ездят автобусы не реже, чем через каждые 10-12 минут. В связи с коронавирусом, как вы знаете, на маршрут выходило меньше автобусов. Пассажиропоток упал. У водителей сократилась выработка, соответственно, зарплаты. Многие просто ушли. Сейчас из 14 автобусов на линии работает 11-12. Отмечу, автобусы битком не ездят, пассажиры только начали возвращать на данный маршрут. Несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию предприятия, перевозчик делает все, чтобы решить проблему. Идет дополнительный набор водителей", - сообщил Темляков.
Остальные вопросы нашему журналисту предложили обсудить уже на предприятии вместе с Айратом Исхаковым. О том, к чему приведет этот диалог, вы сможете узнать в нашем следующем материале.