"Чего боятся чиновники?": девочку, рассказавшую о домогательствах в приюте РТ, не возвращают в семью

11.03.2020, 20:47 , kosp_1_1

11 марта в редакцию ProKazan.ru обратилась Екатерина Сафина – мать 9-летней девочки, рассказавшей в начале года о домогательствах преподавателя в приюте «Акчарлак».

В 2018 году женщину лишили родительских прав, а девочку забрали из семьи. После этого бабушка ребенка попыталась оформить опекунство над девочкой на себя, но получила отказ. В начале 2020 года дети из приюта, в числе которых была Аня [имя изменено], рассказали о домогательствах со стороны учителя. После этих событий ребенка решили передать бабушке. Однако по неизвестным причинам этого до сих пор не произошло. Более того, завтра, 12 марта, в отделе опеки состоится комиссия, во время которой представители ведомства решат дальнейшую судьбу ребенка.

Подробности истории - в материале корреспондента ProKazan.ru.

С чего все началось?

Екатерину лишили родительских прав в отношение двоих детей в апреле 2018 года. Поводом для этого стали документы, согласно которым женщина «официально не работает, устранилась от выполнения своих родительских обязанностей, не заботится о детях, материально их не содержит, злоупотребляет спиртными напитками, стоит на учете в наркодиспансере». Мать девочки попыталась оспорить данное решение, но Верховный суд РТ оставил его без изменений.

Тогда бабушка девочек – Ирина Алексеевна – попыталась оформить опекунство на себя. Однако представители ведомства, по словам матери девочки, отказались передавать ей ребенка из-за долгов по ЖКХ и отрицательной характеристики со стороны соседей. Как пояснили корреспонденту ProKazan.ru в мэрии Казани, коммунальные долги не являются причиной отказа в опекунстве.

«Подчеркнем, что отказ органов опеки по первому обращению Гавриловой И.А. не связан с долгами за ЖКУ. Они – долги за ЖКУ – не могут быть причиной отказа в признании кого-либо кандидатом в опекуны. В случае с Ириной Алексеевной отказ был основан на том, что не были представлены оригиналы документов (только ксерокопии, что не допускается по законодательству)» - сообщили в пресс-службе городского руководства.

В результате 9-летнюю Аню отправили в детский приют «Акчарлак», а ее младшую сестренку – в приемную семью.

Скандал в «Акчарлаке»

В январе этого года в социальных сетях появилось видеозапись, на которой воспитанницы приюта, в числе которых была и Аня, пожаловались на домогательства со стороны преподавателя. Их заявление вызвало большой общественный резонанс.

В соцприюте корреспонденту ProKazan.ru сообщили, что после инцидента Гульфию Амирову, которая на тот момент была директором приюта, сняли с должности.
На откровения детей также отреагировал президент РТ Рустам Минниханов, поручив организовать проверку «Акчарлака». О результатах расследования нам сообщил старший помощник руководителя управления СК РТ Андрей Шептицкий:

«На сегодняшний день по данному факту возбуждено уголовное дело. Преподаватель, про которого рассказывали дети, проходит по нему как свидетель. Само дело возбуждено в отношение неустановленного лица»

По словам Екатерины, мужчина является членом избиркома от «Единой России» с правом решающего голоса. Мы обратились в пресс-службу партии с просьбой подтвердить членство преподавателя, однако сегодня нам ответить не смогли, сославшись на отсутствие нужного сотрудника.

Что происходит сейчас?

В конце января органы опеки проверили жилищные условия Ирины Алексеевны. Как пояснили в мэрии, ранее специалистам не был предоставлен доступ в квартиру. Когда доступ предоставили, на основе результатов проверки они выдали положительное заключение о возможности женщины быть опекуном. Однако прошло уже больше месяца, а забрать ребенка из приюта ей так и не удалось:

«Ее должны были передать нам уже давно, потому что мы неоднократно обращались в разные органы опеки: и в Рыбную Слободу, и в Алексеевск, и в Казань. Мы были согласны даже на «безвозмездную» опеку – нам ничего не было от них нужно. Единственное, что мы просили, это вернуть ребенка в семью», - рассказала нам Екатерина.

12 марта органы опеки решили собрать комиссию, о которой Екатерине сообщили только накануне. На ней представители госорганов еще раз обсудят, стоит ли передавать девочку бабушке. Данное решение привело в замешательство как саму Екатерину, так и ее мать:

«Что еще нужно выяснять, для чего держать в заточении ребенка столько времени, все прекрасно знают что детдом это ужасный стресс для девочки которую сначала вырвали из семьи, потом эта же опека засовывает ее в "Акчарлак" где она подвергается сексуальным домогательствам, избиениям. Чего боятся чиновники?? Что когда ребенок почувствует себя в безопасности дома, откроет рот? И начнет рассказывать что действительно происходило и в детдомах, и при изьятии ее, и как обращались с ней. Боятся что полетят чьи то головы? Этот страх видимо сильнее чем за жизнь и психологическое здоровье ребенка», - написала женщина на своей странице в социальной сети (орфография и пунктуация автора сохранены).

В отделе по опеке и попечительству Приволжского района Казани давать комментарии по этому поводу отказались и перенаправили нас в пресс-службу мэрии города. На момент публикации статьи ответа на запрос мы не получили. О решениях, принятых комиссией, редакция ProKazan.ru сообщит сразу после собрания.

UPD:

Сегодня пресс-служба мэрии Казани пояснила нам, что заключение о возможности быть кандидатом в опекуны выдается в отношении самого заявителя, а не в отношении конкретного ребенка. Поэтому вопрос о назначении Ирины Алексеевны опекуном старшей внучки может быть рассмотрен только во время сегодняшней комиссии.

Одним из поводов для созыва комиссии стал тот факт, что с Ириной Алексеевной продолжает проживать мать девочки, лишенная родительских прав и не предоставившая каких-либо свидетельств, что она изменила свой образ жизни

Также важно, что оформить опекнуство над девочкой возможно только после того, как родительских прав будут лишены оба родителя. Отец Ани был лишен родительских прав только в январе этого года.

Что касается временной опеки, то в ситуации с Ириной Алексеевной она не могла быть назначена, поскольку до вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав отца этого сделать невозможно (ответчиком возможно обжалование данного судебного решения). Данная мера предусмотрена в случаях, когда прав лишены оба родителя, а потенциальным опекуном ещё не получено соответствующее заключение. Об этом Ирине Алексеевне было неоднократно сообщено.

«Ее комментарии в СМИ, данные до того, как отец старшей внучки был лишен родительских прав, а она сама даже не предоставила оригиналы документов и не написала соответствующее заявление (не изменив условия проживания), социальные службы расценивают как способ давления», - сообщили в пресс-службе города.