Конфликт между застройщиком Равилем Зиганшиным и одним из крановщиков Казани начинает набирать обороты. Ранее сообщалось, якобы предприниматель избил одного из своих сотрудников. Коллеги рабочего записали видео с требованиями, где просили принести извинения и выплатить компенсации избитому. Однако застройщик через своих представителей заявил, что никого не избивал.
Какие последствия повлечет за собой эта история, разберем в материале PROKAZAN.
«Забастовка или желание отстоять свои права»: что стоит за требованиями крановщиков?
Автор фото: PROKAZAN
Возмущенные крановщики объявили акцию «СТОП-КРАН». После скандального инцидента казанские крановщики отказывались работать и просили пересмотреть свои условия труда. Наша редакция решила узнать станет ли эта акция единоразовой.
Одна из подобных историй произошла летом 2019 года, когда казанские крановщики пожаловались на низкие зарплаты, нарушения техники безопасности и пригрозили забастовкой.
Однако оперативной реакции от руководства не последовало, и крановщики начали бастовать, но даже по истечению месяца после остановки работ ни региональный Минстрой, ни Ростехнадзор всерьез не озаботились проблемой.
В этом году основными требованиями крановщиков для возобновления работы стали: повышение тарифов, обязательная стажировка стропальщиков, своевременный ремонт кранов, категорический запрет работы на неисправных кранах.
Автор фото: PROKAZAN
Работодатель пообещал удовлетворить все требования в ближайшее время. И крановщики вернулись к работе. Однако на данный момент ситуация находится в подвешенном состоянии.
«Безопасности как таковой и нет»: как работают крановщики на самом деле
По словам крановщиков, техника безопасности на стройплощадках нарушается регулярно. Например, каменщики, которые хотят работать быстрее, могут попросить поднять не один, а два ящика с раствором, что категорически запрещено. К тому же, если зацепить два ящика за четыре крюка, они раскручиваются и могут развалиться прямо в воздухе.
Из-за отсутствия техники безопасности происходят чрезвычайные ситуации, которые не только останавливают стройку, но и несут вред здоровья рабочим. Так, например, 24 мая 2018 года авария произошла в Йошкар-Оле. Как оказалось, кран эксплуатировался с неисправными приборами безопасности, а к его обслуживанию допустили в качестве стропальщиков лиц, не имеющих соответствующих удостоверений.
Автор фото: PROKAZAN
Напомним, в Казани тоже фиксировались аварии с участием кранов. Например, 2021 году на стройке метро «Дубравная» опрокинулся кран вместе с крановщиком. А в октябре 2023 года кран упал на новостройку — наказали штрафом компанию «Валдай», у которой машина была в аренде. В апреле этого года произошло еще одно ЧП — кран рухнул на подстанцию.
Однако рабочие отмечают, что это далеко не единственная проблема на стройплощадках.
«Чаще всего там работают нелегалы, которые двух слов связать не могут по-русски. Он говорит, например, «слышь, каретка дай направо». И ты сидишь и думаешь, как это сделать, потому что каретка ходит по стреле вперед и назад. Проблема в том, что они не понимают, они мыслят по-другому. Среди них есть профессионалы, но их по пальцам сосчитать. Чаще происходит, когда рация не работает, мы останавливаемся. Бывает, что он отдает рацию другому человеку: «Теперь ты командуешь». Что хотят, то и делают. А нам-то что делать? Задавил кого-то — тюрьма. Упал кран — инвалидность. Нас никак не страхуют. В договорах нет ни подписи директора, ни страховки, ни класса опасности», — рассказал представитель межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Юрий Шарипов.
Какие изменения ждут крановщиков и будут ли они вообще?
После скандального случая, были написаны заявления в полицию от обоих участников драки.
Автор фото: PROKAZAN
«Заявление поступило с обеих сторон. В настоящее время по данному факту проводится проверка, после которой будет принято процессуальное решение», — рассказал собственный источник PROKAZAN, знакомый с ситуацией.
Как пишет Telegram-канал «РОТ ФРОНТ Российский Трудовой Фронт», в понедельник, 15 июля, прошла встреча представителей работодателя и пострадавшего крановщика.
По словам крановщиков, все претензии рабочих были удовлетворены. Отметим, что дополнительно рабочие требуют создать училища для крановщиков, соблюдать строгий контроль на стройплощадках, учить приезжих русскому языку.
«В рамках компетенции направлено обращение в крупные строительные организации о соблюдении норм труда и требований инструкции для крановщиков РД 10-93-95» – рассказали в Минстрое корреспонденту PROKAZAN.
Больших надежд на то, что ситуацию исправит именно Минстрой, не возлагали и сами крановщики. Министерство может выступить лишь посредником между рабочими и застройщиком. Исправить ситуацию, чтобы на объекте появились специально обученные, а самое главное — контролировалось соблюдение техники безопасности, может лишь застройщик.
Станет ли эта история примером для других, и последуют ли дальнейшие забастовки по России — трудно сказать, но сейчас крановщики настроены серьезно и ждут исполнения всех своих требований.