Тяжелый случай в легкой атлетике. Почему приглашение кенийских марафонцев разделило спортивный мир на два лагеря?

Год назад в столицу Татарстана приехали четыре абитуриента из Кении. Три 19-летних подростка Исаак Кипкембои , Николас Чепсеба и Амос Кибиток, а также их старший товарищ 25-летний Эванс Киплагат. Этот африканский квартет абсолютно не знал русского языка, ни разу не пробовал чак-чака и даже не догадывался о том, что в скором времени их будет обсуждать весь спортивный мир.

Весь год кенийцы прилежно ходили на подготовительные курсы, готовясь к поступлению в Поволжскую академию, и тренировались. Много-много тренировались. Своими результатами приезжие спортсмены выделялись из общей массы легкоатлетов и в итоге заставили обратить на себя внимание не только тренерского штаба, но и конкурентов.

– Никакой накаленности в этом вопросе нет, – успокаивает общественность министр спорта Татарстана Рафис Бурганов. – Будем смотреть на их результаты. Давайте не будем забывать, что главная цель, с которой они приехали в Россию – это образование. Конечно, параллельно с этим мы не забываем, что они очень сильные спортсмены. Уже сейчас одно присутствие кенийцев подстегивает россиян на самые лучшие результаты сезона.

Так было и на кубке России, где кенийские бегуны подстегнули россиян на лучшие результаты сезона. Лидеры розыгрыша братья Рыбаковы после финиша признавались, что давно у них не было такой конкуренции. Сами африканцы пока не готовы занимать первые места или даже бороться за попадание в тройку. Но для наших – кенийцы (законодатели мод в марафонском беге) – лучший раздражитель. Как дичь на охоте, которую выпускают для гончих. Сравнение может и не совсем приятное, зато точно отражающее суть.
На сегодняшний день перспективная четверка одной ногой в Поволжской академии спорта. Ректор ВУЗа признался министру, что отличные бегуны неплохо показали себя и на экзаменах. Талантливые люди, талантливы во всем.

– У нас есть один из индикаторов успешности ВУЗа, – объясняет Рафис Бурганов. – Это привлечение иностранных студентов в наши университеты и академии. Их число должно быть не выше одного процента от количества всех учащихся. Что касается кенийцев, то к нам обратились с просьбой принять их на коммерческой основе. Это предложение было подтверждено всероссийской федерацией легкой атлетики. Но они еще не студенты. У них был год, чтобы подучить русский язык, адаптироваться к нашим условиям для проживания и тренировок. Сейчас они как раз сдают вступительные экзамены. Я разговаривал с ректором, могу открыть секрет, они, скорее всего, поступят.

Но какими бы отличными студентами не оказались Чепсеба, Кипкембои, Кибиток и Киплага от них все равно будут ждать рекордов на беговых дорожках, а не научных открытий. Но и открывать двери в сборные преждевременно никто не позволит.

– Будут ли они членами сборных Татарстана и России? – на этот вопрос Бурганову приходится отвечать постоянно. – Говорить об этом преждевременно. В ближайшее время они будут точно выступать за Академию. А там посмотрим на их результаты. Если будет должное отношение к тренировкам, будут победы, то, скорее всего, пойдут навстречу их желанию выступать за регион и страну. И не важно, кенийцы они или нет. Брать все равно будут сильнейших.

А по-другому и не получится. В отношении бедных студентов сейчас каждый шаг на контроле общества. Мир разделился на два лагеря. Позиции антагонистов ясны, как божий день. Сторонники ждут побед и рассчитывают, что кенийцы рождены для этого, объясняя всем и каждому, что нет пророков в родном отечестве. Армию противников возглавляет сам Юрий Борзаковский. Олимпийский чемпион Игр в Афинах на своем примере доказывал, что и в нашей стране можно воспитать стайера со светлым цветом кожи. И даже пообещал привезти десяток марафонцев с черного континента, которые будут выступать за еду и давать такие же результаты.

В этой ситуации жалко самих спортсменов, которые находятся между двух огней. В 19 лет в чужой стране их склоняют на все лады только за то, что парни занимаются любимым делом. И может быть даже хорошо, что Чепсеба и компания не настолько владеют русским, чтобы читать утреннюю прессу.

– Какая была критика, когда их позвали, – глава всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев говорит на эту тему не без грусти в голосе. – И сейчас она идет. Я беру на себя ответственность за их приглашение. Ну не могут четверо молодых ребят из Кении загубить всю российскую легкую атлетику с ее многолетними традициями. Сейчас обучение, проживание кенийцев на 75 процентов финансируется всероссийской федерацией легкой атлетики. Еще четверть добавляет принимающая сторона. Такое положение всех устраивает. А в будущем, мы планирует привлечь и девушек легионеров. Этот эксперимент ни в коем случае нельзя останавливать.

Кстати, между тем у России есть очень удачный пример натурализации. Американский баскетболист Роберт Холден получил паспорт с двуглавым орлом еще до того, как это стало мейнстримом и помог нашей национальной команде выиграть чемпионат Европы. На его счету победный мяч, если кто забыл. Было это в 2007 году, когда имена Виктора Ана и Вика Уайлда в России знали только самые отчаянные пользователи интернета.

К слову, на проходящем в Казани чемпионате России по легкой атлетике кенийцы тоже решили испытать силы и присмотреться к соперникам. По регламенту, выйти на дорожку может каждый, кто оформит необходимые документы. На радостях, темные лошадки турнира заявились практически на все дистанции. Так накануне сразу два представителя черного континента вошли в первую шестерку по итогам пяти километров. Результат мог бы быть лучше, но спортсмены в России выступают всего второй раз, по меркам спорта, довольно молоды и не привыкли к искусственному покрытию. В Кении начинающие профессионалы бегали исключительно для себя и в условиях высокогорья.

- Я не думаю, что они раздражают кого-то, - заверил победитель на пятикилометровой дистанции Егор Николаев. - Опять же, они даже не попали в тройку. Не знаю, специально кенийцы это сделали или нет. Все-таки утром они бежали полуторакилометровую дистанцию. Скорее всего, подустали, я этого не узнаю. Я не их тренер. А вообще наши ребята бегут сильнее. Конкуренции они не добавили. Рассчитывали, что они будут бежать быстрее. Если бы они проигрывали полсекунды, еще было бы нормально, но кенийцы уступают с большим разрывом. Думали, что их уровень будет выше.

Любопытно, что на родине наших героев не плачут по утечке кадров. Общеизвестно, что выиграть чемпионат Кении сложнее, чем мировое первенство. Поскольку дома все спортсмены сильны, а на международной арене кенийцам уже нет равных. Так вот, казанская четверка никогда не привлекалась даже в юниорскую сборную. В родной стране о марафонцах мало кто вообще слышал. Откуда, если они там никогда профессионально не занимались и покинули пределы континента по достижении совершеннолетия?!

Через две недели в Цюрихе стартует чемпионат Европы по легкой атлетике. Сборную России там не причисляют к фаворитам, но в случае громкого провала, общественность потребует радикальных перемен. И кенийское решение – первое, которое приходит на ум. Так что пока студенты академии могут спокойно готовиться к экзаменам и обустраиваться в Казани. В скором времени критики, которые вставляли палки в колеса марафонцам могут возглавить ряды просящих. Новых Борзаковских пока на горизонте не видать.