Президент федерации тхэквондо РТ: «Меня часто спрашивают, почему я не казанский?»

Сборная Татарстана стала первой на завершившемся кубке России по тхэквондо. Из Грозного наши спортсмены привезли целую россыпь наград, а если быть точнее: 4 золота, 3 серебра и 4 бронзы. Еще 7 лет назад подобного успеха было бы невозможно представить. Но со сменой руководства федерацией в республику пришли и громкие победы, например: золото Арсена Цинаридзе на Универсиаде – 2011 и бронза Алексея Денисенко в олимпийском Лондоне спустя год. Кто стоит за триумфом местных атлетов? Портал Pro Kazan публикует вторую часть интервью с Рафисом Мусиным.

– Обычно, всех перспективных подростков родители отдают в командные виды спорта. Как удается выдерживать конкуренцию с футболом, баскетболом, хоккеем?

– (Смеется) У нас такой проблемы вообще нет. В начале каждого учебного года мы берем полсотни ребят, и к концу остаются уже самые стойкие и проверенные. Не всем дано стать хорошим футболистом или тхэквондистом, но у нас очень хорошая массовость. Сейчас в Татарстане у нас в 15 городах работают секции. У нас не ребят, у нас тренеров не хватает со всеми заниматься. Сейчас я пригласил наставника сборной Узбекистана, планирую позвать украинских специалистов. Им надо протянуть руку помощи, и мы готовы создать все условия. Там есть большие профессионалы, которые получат работу в Казани.

– А почему не в Набережных Челнах, которые являются центром татарстанского тхэквондо?

– Население Казани приближается к двум миллионам. Пора и там наш вид спорта поднимать на самый высокий уровень. Сейчас в столице Татарстана очень сильные девчонки. Они составляют костяк республиканской сборной: Лада Филиппова, Карина Жданова. Эти девочки тоже занимаются у приглашенного тренера. Пуставит Николай Павлович 15 лет работал в национальной сборной.

– Я смотрю, тренерским кадрам уделяется огромное внимание. Наставники сборных России, Украины, Узбекистана…

– Честно сказать, к нам многие стремятся. Почему? Мы можем создать все условия. Так было еще задолго до Универсиады. А после студенческих игр произошел еще больший толчок. Куда ни глянь, Татарстан – спортивная держава. Все на нас равняются. Еще 6 лет назад мы замыкали пятый десяток. Но за короткий срок мы входим и в пятерку, и в тройку. У меня сейчас уже 4 тренера приглашенных. Но их надо обеспечивать жильем.

– Я помню ваши первые шаги на должности президента федерации тхэквондо. Тогда вы пригласили сильных спортсменов из Камчатки.

– Тогда без этого было невозможно. Это сейчас у нас растет плеяда талантливых спортсменов, в некоторых весовых категориях по 7-8 человек. Даже Москва не может похвастаться подобным. А в то время местным нужен был стимул. И тренируясь с мастерами, наши тоже растут. У них просыпается азарт. Теперь и Арсену Цинаридзе наступают на пятки. Я провел анализ: Татарстан наряду с Москвой и Челябинской областью самые сильные регионы.

– Рафис Габсалямович, а зачем вам вообще эта татарстанская федерация? Жили себе спокойно, вели бизнес. А тут тхэквондо в нагрузку получили.

– В этом виноваты наши дети. Я в свое время занимался боксом, а тхэквондо и знать не знал. Но товарищ посоветовал отдать ребенка в эту секцию. Сыну было 7 лет тогда. В первое время, честно признаться, я даже на его тренировках не появлялся. Но потом у меня и дочь тоже стала заниматься этим спортом, и я сам потихоньку стал втягиваться. В 2002 меня рекомендовали в вице-президенты набережночелнинского филиала. Еще через пять лет я возглавил татарстартанскую федерацию. Работа это непростая, но у меня болела душа за то, чтобы нашу республику признали в России. Вы знаете, что каждый тренер считает себя великим, возникают и спорные моменты, но нам удается приходить к компромиссам. А еще нужны результаты.

– Вы сразу стали активно работать на своем посту. Откуда столько навыков в чужой области?

– Как родитель, я посещал многие турниры. На них знакомился с разными людьми: тренерами, спортсменами, чиновниками. И когда возглавил федерацию, эти контакты пригодились. У меня спрашивали про условия, я перетягивал лучших к нам в Татарстан. В 2009 к нам приехал из Петропавловск-Камчатского Сергей Викторович Титкин. С ним остались его воспитанники Юлия Лебедева и Арсен Цинаридзе. Времени, конечно, на первых порах на все не хватало. И спорт держать, и бизнес вести. Но сейчас все наладилось. Недавно пригласили в исполком союза тхэквондо России. Меня там уже принимают на равных, на нашу республику уже стараются равняться.

– Но ведь бизнесмены любят считать каждую копейку, а руководство федерацией даже в перспективе не принесет дохода. И все-таки, я не могу понять, зачем вам эта бесплатная нагрузка, которая напротив, отнимает часть времени и средств?

– Это моя отдушина. Дочка уже завершила спортивную карьеру, но сын еще продолжает заниматься и радовать результатами. Пока дети мой стимул. Причем я не только про родного сына, мы теперь все одна семья.

– А у вас не пропадет интерес к тхэквондо, когда сын завершит карьеру?

– Уже нет. Я втянулся в это. Ни один президент федерации тхэквондо не посещает столько турниров, сколько я. Хочу все увидеть своими глазами, а не составлять впечатление с тренерских слов. Может от этого у нас и успехи есть!?

– Есть с чем сравнивать. Но в некоторых видах спорта атлеты могут не знать президента федерации даже в лицо.

– А меня все дети наши знают. У всех есть мой номер телефона. Любого выслушаю, помогу по мере возможности. Может это даже и хорошо, что я с ними езжу в одном вагоне или автобусе. Они чувствуют интерес к себе и своим результатам. И нередко именно я награждаю наших спортсменов на всероссийских турнирах.

– Вот популярными игровыми видами спорта руководят владельцы и президенты крупных компаний. А что у вас за бизнес?

– Не, не стоит сравнивать. У меня размах не тот. Я занимаюсь пассажирскими перевозками. Работа тоже ответственная. Конкуренция, как и в спорте очень большая. Успевать надо везде. Порой мне журналисты задают вопрос: «Почему вы живете и работаете не в крупной столичной компании, а в Набережных Челнах и при этом возглавляете татарстанскую федерацию?». Я отвечаю, что я даже и не челнинский родом, а вообще из деревни (смеется). Ну не могу я объяснить, почему я не казанский. Народ мне доверился и меня выбрал.