Призер ЧЕ по академической гребле Артем Косов: Тренер сборной России нас не "пасет" и не повышает голос
Самый главный трансфер в жизни Артема Косова произошел в пятнадцать лет. Тогда не самый перспективный баскетболист школы УНИКСа смеха ради перешел в академическую греблю и с ходу потеснил ровесников с пьедестала почета всех крупных турниров. Потом, как по голливудскому сценарию, были и взлеты, и падения. Но главную награду в карьере спортсмен завоевал в последние дни весны. Сборная России спустя несколько десятилетий смогла завоевать серебряную награду на чемпионате Европы в Сербии. В экипаже восьмерки заслуженное место нашлось и Артему. С этой темы мы и начали наш разговор.
- Беседу хочется начать с самого приятного. Пару дней назад мы с тобой уже об этом говорили, что до старта турнира никто из «специалистов» не верил в успех национальной команды, а стрелы критики долетали даже до Казани, где вы тренировались.
- Да, это не очень приятно, когда российские тренеры, считающие что они знают греблю, пытаются скептически относится к другим. При этом сами они не развиваются. Это очень неприятно. И результат, который мы показали, служит доказательством, что виноваты не спортсмены, как у нас любят говорить, а виноваты система и тренеры. Сейчас у нас в федерации позитивные изменения произошли, она омолодилась. К нам от байдарочников пришел главный тренер Сергей Верлин, и проявил себя грамотным организатором. Работа видна, и результат себя ждать не заставил. Условия для работы вышли на принципиально иной уровень.
- А в чем это проявляется, если можно на примерах?
- Во-первых, у нас поменялся тренер. Майк Спраклин не один раз признавался лучшим тренером мира. Он золотой тренер. И гребцы, которые работают в его группе, заряжены на результат. Люди уже перешли тридцатилетний рубеж и они понимают, что больше никого винить нельзя. Спортсмены тоже не всегда готовы признать свои ошибки: выигрывает спортсмен-проигрывает тренер. Так вот сейчас каждый понимает что он делает и для чего. Появилась вера в тренера и стало не на кого свалить неудачи. А главное появился результат.
- За счет чего удалось подняться на новую вершину?
- Мы стали тренироваться правильно и в нужном русле, а не как слепые котята, что бывало раньше. И тот факт, что есть уже первые награды, вселяет веру с свои силы и всю систему подготовки. А у самого Майка Спраклина очень интересный подход к деталям: как мы выносим лодку, как мы занесем, как оттолкнемся и покажем себя перед трибунами. Но при этом он нас не пасет. И никогда не повышает голос. Один раз всего мы видели, как он прикрикнул на одного человека и все были в шоке. Он нас не дрессирует.
- Не умаляя заслуг спортсменов, но ваш успех на чемпионате Европы называют тренерским.
- А как иначе. У меня в прошлом году была ситуация, когда я ушел к другому тренеру и проиграл все, что можно. В тот момент я даже не попадал в сборную России. Но так вышло, что я вернулся к своему наставнику и очень уверенно выиграл чемпионат страны. Когда меня просили прокомментировать эти перемены, я ответил: «Я остался тем же спортсменом, просто теперь у меня другой тренер». Конечно эти успехи и на чемпионате страны и в Европе, они тренерские.
- Что же такого особенного в английском специалисте?
- А у Майка Спраклина есть большое преимущество перед отечественными специалистами. Он независим от регионов. Ему без разницы, москвич ты или краснодарец, ростовчанин или казанец. Ему до фиолетово, кто сидит в лодке. А раньше, тренеры тянули спортсменов именно из своих регионов. Но сейчас это в прошлом. Еще один показательный пример приведу про столовую. Когда мы стоим в очереди, нас атлетов пропускают вперед. Та же ситуация и с лифтом. Он очень уважительно относится к спортсменам.
- Есть с чем сравнивать: обычно такое отношение только к ВИП-гостям и спонсорам.
- Нет, у нас раньше администраторы в числе первых проходили паспортный контроль, а если у кого-то проблемы с багажом, решать приходилось самостоятельно. Здесь же все поставлено на высоком уровне и продумано все до мелочей. Администратор группы Майка Спраклина Иван Мишин настолько заряжен своей работой, что нам не приходится думать о посторонних вещах и бытовых проблемах.
- Я так понимаю, что Майк Спарклин привнес в тренировочный процесс компьютеризацию. Даже сейчас до нашей беседы ты занимался на тренажерах и все данные шли в обработку в компьютер.
- Говорят, это ноу-хау Сергея Верлина. Я даже не знаю, откуда ноги растут у этого новшества. Теперь у меня есть план тренировок на две недели вперед. Там можно посмотреть как я крутил педали в ноябре. Если вдруг столкнешься с несправедливостью, то всегда можно доказать свою правоту. Но у нас подобное сложно представить.
- И исходя из этих результатов он и подбирает состав? Получается процесс попадания в сборную становится очень прозрачным?
- Да, очень прозрачный. Но Майк очень загадочный человек. Тем более у нас есть языковой барьер. Спраклин вносит дополнительные пометки и проводит еще свой независимый анализ и выявляет, кто будет сидеть в лодке. Сейчас, я могу уверенно заявить, что на чемпионате Европы в восьмерке сидели самые сильнейшие на данный момент.
- Чемпионат Европы уже закончился. Зачем сейчас нужны тренировки когда можно почивать на лаврах?
- Есть у Спраклина такая интересная особенность, что после турниров тренировочный процесс не заканчивается. Мы прилетели в Россию в первых числах июня, а с 4 числа я уже 10-километровую дистанцию проходил на максимальной скорости. И я до сих пор в хорошей форме. Майк говорит, что если вы тренируетесь в пол силы, то и выступать будете также. Но теперь мы знаем, что это правило работает.