Казанские работодатели стали следить за сотрудниками в Интернете
Cоциальные сети занимают все более значимое место в жизни горожан. При этом пользователи размещают на своих страничках личную информацию, не задумываясь о том, что она может повлиять на их карьеру.
Участники круглого стола
Елена Зубарева, директор агентства "Ценные кадры" | Эльвира Нурмиева, директор агентства "Кандидат" |
Александр Удиков, блогер | Ленар Файзутдинов, блогер, директор маркетингового агентства "Теория Дарвина" |
Айнур Сафин, блогер, директор маркетингового агентства Exilem |
Кого казанские компании "ловят" соцсетями?
Людмила Дубовая: В последнее время в социальных сетях появляется все больше сообщений от различных компаний, в которых есть открытые вакансии. Интересно ли казанцам откликаться на них или самим искать работу в социальных сетях?
Эльвира Нурмиева: В Казани этот тренд только начинает развиваться. Не все компании пока размещают свои вакансии в соцсетях. Самые популярные сайты, где можно найти огромное количество работников — это “Вконтакте.ру", "Одноклассники.ру", "Профессионалы.ру".
Ленар Файзутдинов: Топ-менеджеров тоже можно искать в социальных сетях, в России есть успешный пример такого агентства, в котором через Интернет набирают сотрудников с зарплатой до полумиллиона рублей. Но в Казани такого, видимо, еще нет. Это лишь вопрос времени.
Елена Зубарева: В Москве уже начался бум — там очень легко найти работу через соцсети. А в Казани далеко не все компании имеют свои официальные странички.
Эльвира Нурмиева: Рано или поздно мы тоже придем к этому. Кстати, многие работодатели создают страницы в соцсетях, но не заполняют их интересной информацией для пользователей.
"Фотография с пивом может поставить "крест" на карьере"
Людмила Дубовая: Правда ли, что многие работодатели "следят" в Интернете за своими сотрудниками или за претендентами на вакантные места? Этично ли это с их стороны?
Елена Зубарева: Руководители смотрят фотографии, открытую переписку, фразы о месте работы, какой круг общения у пользователя, что ему пишут, сколько у него "друзей". Если в компании щепетильно относятся к коммерческой тайне, то работодателя могут насторожить семейные и личные фото. Но во всех компаниях — свои индивидуальные стандарты.
Айнур Сафин: Нужно понимать, какой образ вы создаете в Сети: вы можете просто выкладывать откровенные фото, или — создавать личный имидж. И в том, и другом случае работодатели вашу страницу будут оценивать - просто оценки будут выноситься разные.
Елена Зубарева: Все-таки Интернет - это публичное пространство, поэтому соблюдать некую «цензуру» нужно в любом случае, если вас, конечно, волнует ваша карьера.
Александр Удиков: Считаю, что в Интернете нет никакой анонимности. Не помогут здесь и настройками приватности. В любом случае, вопрос об этичности просмотра страницы соискателя даже не стоит.
Эльвира Нурмиева: Бывает, что скромные и адекватные люди, в основном молодежь, очень дерзко ведут себя в Интернете, и это видно по их смелым, иногда даже нецензурным перепостам и картинкам. Создается двойственное впечатление о таких кандидатах, опыт показывает, среди них встречаются вполне нормальные сотрудники, и это не повод отказывать им в должности.
Елена Зубарева: Я не удивлюсь, если в скором времени работодатели будут составлять дополнительно портреты кандидатов в соцсетях. Но тогда и кандидаты станут более осторожными, будут создавать себе "товарный вид" и создавать образы "идеального" работника. Но не стоит забывать, что работодатели хотят увидеть в будущем сотруднике "живого" человека, личность, а не правильного подчиненного.
"По странице компании в соцсети можно решить, стоит ли там работать"
Людмила Дубовая: Может ли человек, который ищет новую работу, составить впечатление о компании по странице в Интернете или по профилям сотрудников, которые работают там?
Елена Зубарева: Несомненно. Сейчас уже появляются в компаниях отдельные специалисты, которые отслеживают, что в соцсетях говорят о своей работе сотрудники. Негативные отзывы от них или просто «нецензурные» высказывания могут отпугнуть будущих работников и клиентов.
Эльвира Нурмиева: Любые негативные отзывы быстро становятся популярными и бурно обсуждаемыми в Интернете, и это может испортить имидж компании. Нужно позиционировать себя так, чтобы кандидаты хотели работать у вас. Например, выкладывать фото с активного отдыха, размещать новости о карьерном росте сотрудников, коллективные фото, нграждения.
Мешают ли работе социальные сети?
Людмила Дубовая: Многие работодатели сетуют на то, что сотрудники много времени проводят в соцсетях. Работники оправдывают это поиском нужной деловой информации...
Елена Зубарева: Есть профессии, где целенаправленная активность в соцсетях только помогает работе. Например, работа с персоналом, PR, маркетинг, продажа федеральным и региональным компаниям, журналисты и так далее. Так что некоторым начальникам стоит быть менее консервативными.
Ленар Файзутдинов: Как владелец маркетингового агентства, могу сказать, что соцсети помогают нам в работе, чтобы выстраивать отношения с журналистами, например.
Эльвира Нурмиева: У некоторых моих клиентов в IT-сфере есть правило: определенная свобода не мешает работе, главное, чтобы был результат.
"Жаловаться на свою работу можно. Но не нужно..."
Людмила Дубовая: Как работодатели относятся к сотрудникам, которые пишут нелестные отзывы о работе на своих страницах? Имеют ли они на это право?
Эльвира Нурмиева: Это очень тонкая грань, речь идет о свободе слова. Если работодатель не выполняет условия труда, оплаты, то он, на мой взгляд, имеет право выражать свое мнение о компании.
Ленар Файзутдинов: Все просто — если работодатель опасается разглашения коммерческой тайны, то нужно подписать с работниками контракт. Тогда даже после увольнения они не смогут раскрывать ряд сведений. Это нормальная практика и для казанских компаний.
Елена Зубарева: Здесь имеет место и внутренняя культура человека, когда сотрудник даже о бывшем работодателе не может сказать ничего негативного.
Айнур Сафин: Всё дело в том, что зачастую сотрудники боятся высказать на работе какое-то недовольство, а в соцсети можно "выпустить пар" и жить дальше. Не везде руководство приветствует обсуждение негатива с целью разрешить его внутри компании.
Советы сотрудникам и тем, кто ищет работу
Елена Зубарева: Искать работу в соцсетях все-таки стоит. Наличие странички в соцсети говорит о развитом уровне компании. По страницам компании и сотрудников вы можете создать о ней первое впечатление.
Александр Удиков: При поиске работы в некоторых случаях бывает эффективнее общаться напрямую с руководителем, чем отправлять резюме менеджеру по персоналу.
Эльвира Нурмиева: Обращайте внимание на то, что вы пишете на своей странице, если вы заботитесь о карьере. Уберите "лишние" картинки, записи, нецензурные перепосты, очень откровенные фото - или создайте настройки приватности. Помните, что вас могут просматривать не только друзья.