Казанские работодатели стали следить за сотрудниками в Интернете

Cоциальные сети занимают все более значимое место в жизни горожан. При этом пользователи размещают на своих страничках личную информацию, не задумываясь о том, что она может повлиять на их карьеру.

Участники круглого стола

Елена Зубарева, директор

агентства "Ценные кадры"

Эльвира Нурмиева,

директор агентства "Кандидат"

Александр Удиков, блогер

Ленар Файзутдинов, блогер,

директор маркетингового агентства

"Теория Дарвина"

Айнур Сафин, блогер, директор

маркетингового агентства Exilem

Кого казанские компании "ловят" соцсетями?

Людмила Дубовая: В последнее время в социальных сетях появляется все больше сообщений от различных компаний, в которых есть открытые вакансии. Интересно ли казанцам откликаться на них или самим искать работу в социальных сетях?

Эльвира Нурмиева: В Казани этот тренд только начинает развиваться. Не все компании пока размещают свои вакансии в соцсетях. Самые популярные сайты, где можно найти огромное количество работников — это “Вконтакте.ру", "Одноклассники.ру", "Профессионалы.ру".

Ленар Файзутдинов: Топ-менеджеров тоже можно искать в социальных сетях, в России есть успешный пример такого агентства, в котором через Интернет набирают сотрудников с зарплатой до полумиллиона рублей. Но в Казани такого, видимо, еще нет. Это лишь вопрос времени.

Елена Зубарева: В Москве уже начался бум — там очень легко найти работу через соцсети. А в Казани далеко не все компании имеют свои официальные странички.

Эльвира Нурмиева: Рано или поздно мы тоже придем к этому. Кстати, многие работодатели создают страницы в соцсетях, но не заполняют их интересной информацией для пользователей.

"Фотография с пивом может поставить "крест" на карьере"

Людмила Дубовая: Правда ли, что многие работодатели "следят" в Интернете за своими сотрудниками или за претендентами на вакантные места? Этично ли это с их стороны?

Елена Зубарева: Руководители смотрят фотографии, открытую переписку, фразы о месте работы, какой круг общения у пользователя, что ему пишут, сколько у него "друзей". Если в компании щепетильно относятся к коммерческой тайне, то работодателя могут насторожить семейные и личные фото. Но во всех компаниях — свои индивидуальные стандарты.

Айнур Сафин: Нужно понимать, какой образ вы создаете в Сети: вы можете просто выкладывать откровенные фото, или — создавать личный имидж. И в том, и другом случае работодатели вашу страницу будут оценивать - просто оценки будут выноситься разные.

Елена Зубарева: Все-таки Интернет - это публичное пространство, поэтому соблюдать некую «цензуру» нужно в любом случае, если вас, конечно, волнует ваша карьера.

Александр Удиков: Считаю, что в Интернете нет никакой анонимности. Не помогут здесь и настройками приватности. В любом случае, вопрос об этичности просмотра страницы соискателя даже не стоит.

Эльвира Нурмиева: Бывает, что скромные и адекватные люди, в основном молодежь, очень дерзко ведут себя в Интернете, и это видно по их смелым, иногда даже нецензурным перепостам и картинкам. Создается двойственное впечатление о таких кандидатах, опыт показывает, среди них встречаются вполне нормальные сотрудники, и это не повод отказывать им в должности.

Елена Зубарева: Я не удивлюсь, если в скором времени работодатели будут составлять дополнительно портреты кандидатов в соцсетях. Но тогда и кандидаты станут более осторожными, будут создавать себе "товарный вид" и создавать образы "идеального" работника. Но не стоит забывать, что работодатели хотят увидеть в будущем сотруднике "живого" человека, личность, а не правильного подчиненного.

"По странице компании в соцсети можно решить, стоит ли там работать"

Людмила Дубовая: Может ли человек, который ищет новую работу, составить впечатление о компании по странице в Интернете или по профилям сотрудников, которые работают там?

Елена Зубарева: Несомненно. Сейчас уже появляются в компаниях отдельные специалисты, которые отслеживают, что в соцсетях говорят о своей работе сотрудники. Негативные отзывы от них или просто «нецензурные» высказывания могут отпугнуть будущих работников и клиентов.

Эльвира Нурмиева: Любые негативные отзывы быстро становятся популярными и бурно обсуждаемыми в Интернете, и это может испортить имидж компании. Нужно позиционировать себя так, чтобы кандидаты хотели работать у вас. Например, выкладывать фото с активного отдыха, размещать новости о карьерном росте сотрудников, коллективные фото, нграждения.

Мешают ли работе социальные сети?

Людмила Дубовая: Многие работодатели сетуют на то, что сотрудники много времени проводят в соцсетях. Работники оправдывают это поиском нужной деловой информации...

Елена Зубарева: Есть профессии, где целенаправленная активность в соцсетях только помогает работе. Например, работа с персоналом, PR, маркетинг, продажа федеральным и региональным компаниям, журналисты и так далее. Так что некоторым начальникам стоит быть менее консервативными.

Ленар Файзутдинов: Как владелец маркетингового агентства, могу сказать, что соцсети помогают нам в работе, чтобы выстраивать отношения с журналистами, например.

Эльвира Нурмиева: У некоторых моих клиентов в IT-сфере есть правило: определенная свобода не мешает работе, главное, чтобы был результат.

"Жаловаться на свою работу можно. Но не нужно..."

Людмила Дубовая: Как работодатели относятся к сотрудникам, которые пишут нелестные отзывы о работе на своих страницах? Имеют ли они на это право?

Эльвира Нурмиева: Это очень тонкая грань, речь идет о свободе слова. Если работодатель не выполняет условия труда, оплаты, то он, на мой взгляд, имеет право выражать свое мнение о компании.

Ленар Файзутдинов: Все просто — если работодатель опасается разглашения коммерческой тайны, то нужно подписать с работниками контракт. Тогда даже после увольнения они не смогут раскрывать ряд сведений. Это нормальная практика и для казанских компаний.

Елена Зубарева: Здесь имеет место и внутренняя культура человека, когда сотрудник даже о бывшем работодателе не может сказать ничего негативного.

Айнур Сафин: Всё дело в том, что зачастую сотрудники боятся высказать на работе какое-то недовольство, а в соцсети можно "выпустить пар" и жить дальше. Не везде руководство приветствует обсуждение негатива с целью разрешить его внутри компании.

Советы сотрудникам и тем, кто ищет работу

Елена Зубарева: Искать работу в соцсетях все-таки стоит. Наличие странички в соцсети говорит о развитом уровне компании. По страницам компании и сотрудников вы можете создать о ней первое впечатление.

Александр Удиков: При поиске работы в некоторых случаях бывает эффективнее общаться напрямую с руководителем, чем отправлять резюме менеджеру по персоналу.

Эльвира Нурмиева: Обращайте внимание на то, что вы пишете на своей странице, если вы заботитесь о карьере. Уберите "лишние" картинки, записи, нецензурные перепосты, очень откровенные фото - или создайте настройки приватности. Помните, что вас могут просматривать не только друзья.