Под Казанью нашли железную дорогу-призрак, о которой не помнят даже в РЖД
В ближайшие месяцы в Казани ожидается запуск аэроэкспресса, который соединит между собой аэропорт и главный вокзал. Для того, чтобы пассажиры самолетов могли "с ветерком" домчать до центра города, строителям пришлось уложить десятки километров железнодорожных путей.
Тем временем, в непосредственной близости от столицы республики корреспондент портала ProKazan.ru обнаружил остатки не менее значимой железнодорожной стройки советских времен, оставленной рабочими вскоре после нападения на СССР фашистской Германии.
Жители поселка Дербышки и туристы неоднократно обращали внимание на необычную возвышенность, которая берет начало у садовых пригородов и тянется на десятки километров к юго-востоку, обрываясь где-то в Пестречинском районе.
Сегодня она заросла березами и травой и почти неотличима от окружающего ландшафта. Но лишь немногие старожилы помнят ее истинное предназначение. Эта возвышенность — не что иное, как насыпь под рельсы, по которым должны были помчаться скоростные поезда.
За подробностями мы обратились в Казанское отделение Горьковской железной дороги. Но ответ сотрудницы пресс-службы лишь добавил путаницы в общую картину.
- А вы уверены, что это именно железная дорога? - с недоверием спросила она. Через пару минут, поискав что-то в компьютере, она сообщила, что об этом проекте ей ничего неизвестно.
- Если даже там и было какое-то строительство, то оно было очень давно и вряд ли кто-нибудь из нынешних сотрудников дороги сможет о нем рассказать, - продолжила девушка. - Я советую вам обратиться в республиканский архив.
Здесь нам повезло. Оказалось, что пресса того времени подробно освещала работы по сооружению новой трассы. Вот что пишет об ударной стройке весной 1941 года газета "Республика Татарстан".
- С завершением зимнего сезона в нашей республике начались широкомасштабные работы по сооружению железнодорожной линии Казань — Бугульма... Эта железнодорожная трасса явится спрямляющим звеном направления Южный Урал - Башкирия - центральные районы европейской части СССР. Наряду с этим она будет иметь огромное значение для Татарии.
В 1939 году проект дороги был утвержден наркомом путей сообщения Кагановичем. А уже с весны 1940 года здесь "закипела" работа.
- Организация строительных работ должна производиться в три этапа. На первом предусматривается постройка стокилометровой линии от Дербышек до Камы, на втором - от Чистополя до Бугульмы, на третьем - переход мостом через Каму и устройство подходов к нему.
Общая длина трассы должна была составить 340 километров. Предполагалось построить 17 малых мостов, 3 средних и грандиозный мост через Каму длиной в 1200 метров.
К июню 1941 года рабочие успели соорудить оборудованную насыпь длиной несколько десятков километров. Как и положено, на определенных участках ее "прорезали" каменные трубы, которые в неизменном виде сохранились до наших дней.
С началом военных действий строительство замедлилось, а в 1942 году остановилось совсем. Бывшие строители разъехались по фронтам и впоследствии к проекту больше так и не вернулись.