Роман Лизалин рассказал в суде про первые минуты после крушения "Булгарии"

Сегодня заслушали свидетелей, и одним из главных стал Роман Лизалин - капитан судна "Арабелла", экипаж которого смог спасти тонущих с "Булгарии".

"Последняя спасенная из воды женщина была уже мертва"

По информации "БИЗНЕС Online", Лизалин услышал по линии радиосвязи обрывки фраз. Сигнал был крайне неустойчив из-за плохой погоды и раскатов грома, но Лизалин понял, что "в воде оказались люди". Кто сделал это сообщение, Лизалин до сих пор не знает. Но узнав о том, что люди могут нуждаться в помощи рядом с участком, мимо которого вскоре окажется его теплоход, он прибавил ход.

О том, что затонула "Булгария", Лизалин узнал лишь, увидев на воде старпома "Булгарии" в спасательном кругу.

- У меня просто мурашки по телу пробежали, - вспоминает Лизалин. - Когда я это услышал, понял, насколько серьезной оказалась ситуация. Мы подняли и пересчитали спасенных людей, и тогда я подумал, сколько могло быть еще пассажиров на "Булгарии" в момент крушения. И не дай Бог кому-то из вас пережить момент этого осознания.

Спасательную операцию, по словам капитана, проводить было тяжело. В разведку было отправлено несколько шлюпок. Последней на борт "Арабеллы" подняли женщину, которая уже была мертва.

- Мы не знали точно, в каком месте затонуло судно, и запросто могли на него "напороться", если бы оно ушло под воду неглубоко, - рассказал капитан "Арабеллы". – Наш корабль мог пойти ко дну вслед за "Булгарией", и действовать нужно было крайне осторожно.

Что касается буксира "Дунаевский-66", то, по словам Лизалина, буксир уже успел отдалиться от места крушения, когда туда подплыл его теплоход. По радиосвязи Егоров спросил Лизалина: "Ну что, помощь нужна?"

- Я сказал: "Нет, отойдите чуть дальше!". Попросил об этом, потому что увидел, что под кормой "Дунайского-66" был старпом, - заявил Лизалин. - Не было гарантии, что там не было других людей. Я подумал, если буксир начнет останавливаться, совершать маневры на воде, то он запросто может покалечить людей. Тем более, мы уже в это время начали спасать людей.

Лизалин отметил, что полноценным диалогом двух капитанов их разговор с Егоровым назвать сложно – он сообщил о том, что помощь не нужна, но окончательное решение об участии в спасательной операции Егоров все равно должен был принять самостоятельно.

"Меня спасла моя дочь"

Напомним, что вчера, в первый день слушания дела, журналистов вовсе попросили удалиться из зала заседания, поскольку судья Людмила Петрова решила удовлетворить ходатайство защиты о том, чтобы на открытом процессе не было не только фото- и видеокамер, но и корреспондентов печатных и электронных СМИ. Лишь после того, как об этом стало известно высшим инстанциям, судебное заседание объявили открытым.

Как сообщает газета "Вечерняя Казань", одной из первых в суд пришла 45-летняя Гульнара Зарипова - заведующая детским садом. Она отдыхала на "Булгарии" в компании из восьми человек, шесть утонули.

"Меня спасла моя дочь - взяла за шею и доплыла до шлюпки, никто нам не помогал", - вспоминает Гульнара. По ее словам, увидев проплывшую мимо баржу, она испугалась, что та волной перевернет шлюпку. А позже на очной ставке от капитана буксира услышала, что из-за плохой погоды он не видел людей на воде. "Может, и правда, не видел, это на его совести", - говорит Гульнара.

- Здесь, на скамье подсудимых, должен сидеть тот, кому принадлежит это судно и кто дал разрешение выпустить его, они самые виноватые, но их никогда не назовут! - заявила 54-летняя потерпевшая Татьяна Пешеходько. - А капитан этой громадины, которая плыла мимо нас, ничего не мог сделать - он бы нас подавил своими бортами, и все!..

"Почему-то команда "Булгарии" автоматически становится жертвой..."

Сам подсудимый Александр Егоров и его защитник утверждают, что реальной возможности помочь у команды "Дунайского 66" не было, поскольку буксир толкал перед собой две десятитонные баржи с песком и гравием, и этот "прицеп" не позволил бы быстро развернуться или встать на якорь.

- Я видел плоты, не отрицаю! Но не мог к ним подойти быстрее "Арабеллы", - заверил капитан. - И когда тормозил, то боялся, как бы с "Арабеллой" не стукнуться - это судно полным ходом шло, и я груженый... Да если нас с Лизалиным поменять местами, он тоже мог оказаться в моем положении — запросто!..

Капитан рассказал, что за 32 года вождения судов ему не раз приходилось помогать людям: дважды спасал терпящих бедствие рыбаков на Белой и Волге, а лет 15 назад участвовал в спасении аварийного судна на Московском канале. Позиция Егорова и его адвоката не изменилась и после оглашения приговора капитану судна "Арбат" Юрию Тучину, который полностью признал вину в неоказании помощи терпящим бедствие, был осужден и наказан штрафом в 130 тысяч рублей. А ведь максимальное наказание за это преступление - два года за решеткой.

Адвокат капитана "Дунайского 66" Аида Камалова после недавнего крушения лайнера "Коста Конкордия" невольно сравнивает две трагедии и удивляется: "А что происходит? В Италии для всех настолько очевидно, что первой несет ответственность команда, а у нас почему-то команда ("Булгарии". - прим. авт.) автоматически становится жертвой...".

По словам Камаловой, во время судебного опроса она поинтересовалась у потерпевших: кого было больше в спасательных шлюпках - пассажиров или членов команды "Булгарии"? И получила однозначный ответ: "Больше команды".

Напомним, что 26 декабря 2011 года капитан еще одного судна, прошедшего мимо "Булгарии" Юрий Тучин был признан виновным в том, что не оказал помощи тонущим с теплохода. Его судно прошло мимо людей, которые успели выбраться с теплохода. Суд назначил ему штраф в 130 тысяч рублей.

Себя Тучин до конца виновным не признавал.

- Да, я понимаю, что должен был остановиться, но когда я понял, что люди тонут, было уже поздно, - сообщил он на одном из заседаний. - Я видел проходящее судно "Дунайский-66" и тут же передал об этом им по радиосвязи. После я получил ответ: "Да, мы займемся спасательной операцией". Вы поймите, у меня на судне нет ни шлюпок, ни спасательных кругов. Все, что я мог — это остановиться, а если бы я стал приближаться, я бы просто их всех порубил винтами. Я признаю свою вину что не остановился, но преступником себя я не считаю...

Мнения о приговоре, а также о степени вины в гибели людей Юрия Тучина среди казанцев разделились. Некоторые пользователи портала ProKazan.ru отмечали, что капитан "Арбата" не более, чем "козел отпущения". "А вот интересно, если бы он знал что там, в воде, его дети и внуки, тоже прошел бы мимо в уверенности что он все равно ничего сделать не может? Необходим реальный срок, иначе так и будут суда проходить мимо тонущих", - написал пользователь портала ProKazan.ru Gian.

Дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году, затонул 10 июля на пути из города Болгар в Казань. На судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись 79.