В XVIII веке в Казани была своя татарская "Рублевка"

Где?

Неподалеку от театра им. Г.Камала.

"Слободу погубило... 1000-летие"

Р.С.: После празднования 1000-летия Казани в Старотатарской слободе уцелело только 15% старинных зданий, - говорит Раис Сулейманов. – Ничтожно малое количество старинных зданий было отреставрировано к этой дате, большинство домов просто сровняли с землей или сожгли. Оставшиеся строения – это памятники гражданской архитектуры 18 и 19 веков, большинство из которых находятся в полуразрушенном состоянии.

Во всем виноват Грозный!

Как рассказывает Раис Сулейманов, дело в том, что после завоевания Казани Иваном IV, татарам было запрещено проживать вблизи казанского Кремля. Так Казань поделили на русскую и татарскую части (закабанье и территорию за Булаком). После большого пожара в середине XVIII века образовалась Новотатарская слобода, куда переселились представители татарского рабочего и ремесленного населении Старотатарской слободы. В старой части остались жить купцы трех гильдий – с этого времени слобода стала похожа на татарскую "Рублевку".

На месте церкви построили общежитие

Р.С.: Раньше, до 30-х годов ХХ века, на месте общежития рабочих Казанской фабрики по изготовлению валенок (ул. Ш.Марджани, 2), а ныне жилого дома, находилась церковь Четырех Евангелистов, построенная в 1769 году на средства купца Ивана Шемякина.

В здании "Восточного клуба" приютились бездомные

Р.С.: Это неприметное здание на самом деле памятник жилой архитектуры XIX века (ул. Ш.Марджани, 8). Усадьба Сабитовых была построена купцом второй гильдии Хамитом Сабитовым, занимавшимся в Казани продажей головных уборов. С 1908 по 1910 год в усадьбе Сабитовых находился "Восточный клуб" - неформальное объединение татарской интеллигенции, целью которого являлось развитие татарской литературы и искусства. Окна женских спален в татарских домах выходят во внутренние дворики, чтобы прохожие не могли увидеть татарских женщин.

Старотатарская слобода – единственное место в Казани, где сохранились деревянные столбы с рабочими старинными фонарями.

В доме служителя мечети торговали

Р.С.: Этот домик (ул. К.Насыри, 33) тоже памятник XIX века. Дом построен в 1880-е годы и принадлежал муэдзину (служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву) Апанаевской мечети М.Исанбаеву (назначен в 1856 году). После смерти последнего в 1889 домовладение перешло по наследству его сыну И.Исанбаеву, ставшим муэдзином Апанаевской мечети в 1889 году. Нижний этаж дома выполнен из кирпича, раньше здесь располагались торговые лавки.

В дом обувного мастера Каушчи Садыка съезжались со всей России

Р.С.: Этот дом принадлежал Садыку Каушчи, мастеру обуви, который был известен далеко за пределами Казани. Откуда только не приезжали за его кожаной обувью! Сегодня дом ( ул. Фатиха Карима, 7) охраняет татарский художник – он несколько раз его спасал от поджогов. Одна половина дома сгорела совсем недавно, другая уцелела благодаря кирпичной стене, разделявшей дом на две части.