В Казани гниет лучший советский самолет (ФОТО)

В свое время эти советские лайнеры были признаны лучшими в мире, по многим характеристикам опережая европейский "Конкорд". Самолет содержится в плачевном состоянии, нуждаясь в реконструкции, денег на которую не выделяют.

Предыстория

Началом нашего триумфа, имевшего печальные последствия, можно считать 1962 год. Тогда Великобритания и Франция договорились о создании первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера. Совместный проект получил название "Конкорд". Советское правительство, еще не остывшее от весны 1961 года, лезло из кожи, чтобы сохранить за страной репутацию главной космической и военной державы. СССР не мог позволить Европе стать пионером сверхзвуковой гражданской авиации.

В 1963 году ЦК КПСС постановил сконструировать сверхзвуковой лайнер, который сможет перевозить пассажиров. Работа была поручена КБ им. Туполева. Первый Ту-144 поднялся в воздух уже 31 декабря 1968 года, опередив "Конкорд" на два месяца.

Флагман авиации

За сверхкороткий срок конструкторам удалось сделать немыслимое. Ту-144 обошел всех конкурентов, заняв первое место на выставке дизайна. Наш лайнер превосходил "Конкорд" по ряду характеристик. Благодаря великолепной конструкторской находке — подкрылкам в носовой части, самолет мог садиться во многих аэропортах, в то время как Франко-Британский лайнер требовал особых условий для посадки. Летчики, пилотировавшие Ту-144, сравнивали свои ощущения с космическим полетом. В регулярных рейсах советского флагмана пассажирам специально наливали коньяк: это помогало им снять напряжение. На одном таком лайнере за 1 год было установлено 13 мировых рекордов скорости и дальности полетов. Это было в 1983 году.

Трагедия в Ле Бурже

Солнечное утро 3 июня 1973 года, казалось, не предвещало беды. Поначалу все шло по плану, — зрители, задрав головы, дружно аплодировали. Ту-144, показав "высший класс", пошел на снижение. В этот момент в воздухе появился французский истребитель "Мираж" (как впоследствии выяснилось, он проводил съемку аэрошоу). Столкновение казалось неизбежным. Чтобы не врезаться в аэродром и зрителей, командир экипажа принял решение подняться выше и потянул штурвал на себя.

Однако высота уже потеряна, создались большие нагрузки на конструкцию; в результате правое крыло треснуло и отвалилось. В самолете начался пожар, и через несколько секунд пылающий Ту-144 устремился к земле. Страшное приземление произошло на одной из улиц парижского пригорода Гусенвилля. Гигантская машина, круша все на своем пути, рухнула на землю и взорвалась. Весь экипаж - шесть человек - и восемь французов на земле погибли. Пострадал и Гусенвилль - было разрушено несколько зданий.

...Истинную причину трагедии в Ле Бурже, очевидно, уже никогда не установят. Трагедия даст повод для спекуляций с версиями, однако, среди предполагаемых причин крушения больше всего выделяют французский самолет, фотографировавший Ту-144. Кроме того, все карты смешивает таинственное исчезновение бортового самописца. В результате обстоятельства трагедии оказались строго засекреченными.

После Ле Бурже полеты не прекратились и, как уже было отмечено выше, впоследствии на самолете даже установили ряд рекордов. Но советское руководство предпочтет лишний раз не напоминать о проекте, что, впрочем, не помешает продолжать гонку, тщась опередить весь мир.

Гниющая легенда

Самолет находится в Казани уже больше 25 лет. Председатель профсоюза летного состава Авиакомпании "Татарстан" Артур Бульхин рассказал, что в середине восьмидесятых годов лайнер приземлился в Казанском аэропорту, а вскоре все полеты на Ту-144 были запрещены. В 1985 году самолет, не имевший теперь права подняться в воздух, подарили Казанскому авиационному институту.

С тех пор лайнер стоит на территории института. Его корпус уже поврежден коррозией, но некоторые механизмы до сих пор находятся в рабочем состоянии.


Профсоюз летного состава авиакомпании "Татарстан" обращался в мэрию города с просьбой отреставрировать памятник российского авиастроения, однако там посоветовали искать спонсорской поддержки.


- Это невообразимо - такой самолет оставить гнить! - говорит Артур Бульхин. - Самолета такого класса в России, может быть, уже никогда не построят. Из него можно такой музей сделать. Ту-144 в мире осталось всего шесть штук, невероятно будет обидно, если пропадут без следа...