Дело о рыбаке, сожженном в собственной машине, «вскрыло» проколы работы экстренных служб

Главная особенность системы "112" в том, что можно вызвать любую из служб по устранению чрезвычайных ситуаций, сделав лишь один телефонный звонок. На территории Татарстана служба вошла в эксплуатацию еще в 2013 году.

Техническая пересылка сообщений соответствующим службам идет за доли секунды. И по словам директора "112" Ольги Лозовой, за 2 года работы случай Елесина - действительно единичный.

- Дозванивающиеся до нас люди начинают паниковать и часто кладут трубку, затем снова начинают звонить. Нужно дождаться ответа, - объясняет директор службы Ольга Лозовая. - Если человек кладет трубку и перезванивает, он автоматически пересылается в конец очереди.

Однако, благодаря опубликованной записи разговора убитого рыбака с диспетчером, можно услышать, что мужчина оставался совершенно спокоен, в его голосе не было паники. Да, возможно, неудачный пример работы службы и правда единичный. Однако он закончился сожжением человека в собственном автомобиле, и два года безупречной работы никак не смогут это компенсировать.

Сергей был активистом федерации охотников и рыболовов Татарстана

- Когда Сергей звонил в службу, он разговаривал вполне спокойно, не каждому бы в такой ситуации это удалось. Он объяснил, что его преследуют, что его автомобиль уже таранили. И что получил в ответ? "Пока что вам не нанесли вред, не беспокойтесь", - негодует президент федерации охотников и рыболовов РТ Олег Гарипов. - Т.е. ты можешь просить о помощи лишь тогда, когда тебя начали убивать. Остальное - не веский повод.


Запись разговора Сергея Елесина и диспетчера

По словам главы МЧС РФ по Татарстану Олега Степущенко, девушка-диспетчер сработала четко по инструкции. И в федерации рыболовов с ним согласны.

- Я честно могу сказать, что не считаю диспетчера виноватой. За промахи ответственна система, и с ней невозможно бороться. К сожалению, мы живем в России, а не в кино. Все делается очень медленно, - делится Олег Гарипов. - Пока машина доедет, пока найдут человека, пройдет много времени. Такими темпами в ближайшие годы, по этой самой причине погибнет еще не один десяток человек.


На поиски пропавшего рыбака отправились даже те, кто не знал его лично

Тот факт, что в отношении работников службы экстренных вызовов "112" все-таки ведется доследственная проверка, не успокаивает друзей и знакомых убитого. На сегодняшний день, поимка реальных убийц Елесина отошла на второй план. Куда важнее отсутствие помощи, которую искал рыбак. Каждый задумывается: "А если бы на его месте был я? Меня бы тоже не спасли?"

- Все связаны между собой. Многие хотят наказать девушку-диспетчера. Если бы ее признали виноватой, то отвечать за промах стала бы не только она, но и ее начальство, и начальство начальства. А там уже высокопоставленные должности лишились бы авторитета, званий, лица, в конце концов, - считает Олег Гарипов.


Братья Ситдиковы на суде извинились за убийство

Убийство Сергея Елесина действительно «вскрыло» серьезные проколы в работе системы "112", которые сейчас пытаются устранить усиленными темпами. Плавающие сроки и размытые комментарии пресс-служб только доказывают, что все "улучшения" - это лишь попытка убедить граждан в том, что их не постигнет участь сожженного рыбака. На деле, до успеха разработчиков еще, как минимум, два года, а это немалый срок.

Так, на этой неделе МЧС России объявила о разработке специального интернет-портала "Команда 112", с помощью которого ведомство планирует получать информацию о ЧП от блогеров. Система будет внедрена по всей стране в 2017-2018 годах.

- Это пока только задумка, находящаяся в разработке. Ею будет заниматься всероссийское ведомство. Неизвестно, когда обновленная система появится у нас, - ответили корреспонденту ProKazan.ru в пресс-службе МЧС РТ. - Следует учитывать тот факт, что на территории республики нынешняя система "112" заработала через 5 лет после появления на просторах страны.

Помимо этого, глава минсвязи РФ Николай Никифоров заявил, что стартовала работа по внедрению возможности поиска человека при помощи мобильного телефона. Для того, чтобы система заработала в полную силу, потребуется 2-3 года.


Николай Никифоров следит за развитием дел в Татарстане

Старший специалист по внешним коммуникациям казанского филиала ПАО «ВымпелКом» Юлия Гаязова сообщила, что компания не будет комментировать свое взаимодействие со службой 112, так как комментировать, по сути, нечего.

- Наша компания сотрудничает с МЧС и готова предоставлять информацию, в соответствии с нормами действующего законодательства, - именно так звучит официальный ответ пресс-службы МТС.


По мнению федерации рыболовов РТ, на месте Елесина мог оказаться каждый

Тем временем, федерация рыболовов создала группу в интернет-сервисе WhatsApp, где есть специальная кнопка, позволяющая определить местоположение хозяина телефона. Человек, попавший в беду, просто нажимает ее, и другие участники группы видят, где он находится.

- А почему бы и нет? Почему мы, инициативные граждане, не можем объединиться ради собственной безопасности? - объясняет президент федерации рыболовов. - Это не какой-то протест. Помните выражение: спасение утопающих - дело рук самих утопающих? Вот мы и спасаемся. Пока государство устранит существующие проблемы, могут пройти годы. На месте Сергея мог оказаться каждый.

Напомним, убийство Елесина произошла 10 октября в Лаишевском районе Татарстана. Двое братьев на "Ладе" не уступили дорогу "Шевроле Нива", за рулем которой был Сергей Елесин, из-за чего между водителями произошел конфликт.

Когда Елесин отъехал, подозреваемые стали его преследовать, въехали в его машину, от чего та перевернулась. Злоумышленники подбежали к авто, выбили в нем стекло и вытащили водителя, досмерти забив лопатой. Водитель во время преследования успел позвонить в службу спасения, однако никто не смог ему помочь.

По данным фактам были возбуждены дела по статьям "убийство, совершенное группой лиц" и "умышленное уничтожение имущества". Сейчас продолжается расследование.