Чего ждать казанцам от внедрения платных парковок в центре города: все подробности проекта

Накануне Мэрия Казани объявила о введении системы платных муниципальных парковок вдоль улиц в центре города уже с 9 февраля. Казань не первая и даже не вторая стала ограничивать центр. Аналогичные системы уже работают в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Сочи, Белгороде. Все разработаны российской компанией «Штрих-М». Пилотный проект реализуется в Москве уже с 2012 года. Портал ProKazan.ru тщательно изучил столичный опыт и посмотрел, какие ошибки «белокаменной» будут учтены у нас.

Зачем вводят платные муниципальные парковки?

Это, пожалуй, главный вопрос, который задают жители каждого города, внедряющего систему муниципальных паркингов. Ответ власти дают однозначный: цель не повышение доходов города, а разгрузка центра и увеличение скорости движения в центре.

По словам председателя комитета по транспорту Казани Айдара Абдулхакова, количество машин в городе удваивается каждые 10 лет. Сейчас столице РТ грозит участь федеральной столицы. Несколько лет назад Москва узнала, что такое регулярные 10-бальные пробки, когда движение в центре города полностью останавливалось.

Введение платных паркингов привело к тому, что часть горожан пересела на общественный транспорт. В итоге количество автомобилей в центре сократилось, а средняя скорость проезда центра выросла на 12% до 25 км/ч. При этом количество въезжающего в центр личного транспорта сократилось на 20%.

Именно на такой эффект и рассчитывает Мэрия Казани. По данным Айдара Абдулхакова, в Казани средняя скорость проезда центра сейчас ниже 24 км/ч.

Дополнительный плюс от внедрения парковок – удобство очистки улиц от снега. При этой системе обочины ночью фактически должны быть свободны от припаркованных машинам.

Сколько нужно парковок?

В Москве в центре города оборудовано 44 тысячи парковочных мест. На второстепенных улицах практически нет обочины, необорудованной под платную парковку.

В столице РТ проект гораздо скромнее. На первом этапе мэрия Казани запустит 27 паркингов на 1250 мест. На остальных улицах уже появились знаки, запрещающие стоянку. Ежедневно в центр города, по подсчетам мэрии, приезжает около 60 тысяч автомобилей. Лишь 2,5 тысячи из них паркуются на обочинах. Власти объясняют это тем, что у нас, в отличие от тесно застроенной Москвы, есть и большие ведомственные стоянки, и многоуровневые парковки.

Почему так дорого?

Стоимость платы в Москве варьируется от 40 до 130 рублей, в зависимости от популярности места. Например, за пределами Садового кольца парковаться можно по минимальному тарифу, а возле кремля придется отдать 80 рублей.

В Казани плата фиксированная – 50 рублей. По словам Айдара Абдулхакова, пришли к этой цифре после исследований:

- Если бы мы хотели, чтобы эти парковочные места всегда были загружены на 100 процентов и давали максимальный доход в бюджет, цену надо было бы сделать 30 - 40 рублей. Если сделать больше, тогда, наоборот, практически все места будут пустовать. При 50 рублях, по расчетам, будет занято 70 - 80 процентов мест.

Руководитель комитета по транспорту подчеркивает, что эти парковки созданы для тех, кто приехал на час – два. Для казанцев, которые работают в центре города, по мнению городских властей, есть другие возможности оставить машину.

Как платить?

Московская система позволяет оплачивать стоянку с помощью паркоматов банковскими или специальными парковочными картами, с помощью мобильного приложения, смс, через терминалы «Киви».

- 60% москвичей оплачивают парковку с помощью мобильного приложени, - рассказывает Марина Суполярина, ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», - еще 26% - через личный кабинет на сайте. Паркоматы - это третий способ по популярности. Только 12% платежей проходят через них.

В Казани, в отличие от Москвы, каждая парковка оборудована паркоматом. У нас они принимают еще и транспортные карты. А вот особых парковочных карт не предусмотрено. Нет пока и оплаты с помощью «Киви».

Зато казанцы, в отличие от москвичей, смс с госномером машины на номер 3116, могут отправить без комиссии. Не повезло только абонентам МТС – им придется платить 10 рублей сверху.

Самый удобный способ оплаты – мобильное приложение «Казанский паркинг». Оно позволяет прервать «парковочную сессию» раньше. При этом деньги за не потраченное время возвращаются на счет. Сейчас приложение уже доступно для владельцев смартфонов с IOs и Android

При двух последних способах необходимо иметь личный счет на сайте parkingkzn.ru. Он привязан к номеру телефона. Плата списывается именно с него.

Можно ли оплатить позже?

Условия оплаты достаточно жесткие, как в Москве, так и в Казани. Оплатить парковку нужно в течение первых 15 минут. После – начисляется штраф в 2500 тысячи рублей. Оплаты постфактум нет.

Как контролируют парковки?

Проведение оплаты в Москве контролируется как пешими инспекторами, так и автомобилями, оборудованными «парконами». В задачу пеших инспекторов входит и проверка добросовестности водителей: убрать тряпочку или листочек, закрывающий номер.

В Казани обслуживанием парковок будет заниматься МБУ «Организатор городского парковочного пространства». Пока в столице РТ будут действовать только 3 автомобиля с «парконами». Их маршрут составлен так, чтобы 1 машина проезжала мимо каждой парковки в течение 15 минут. Техника фиксирует номера припаркованных машин и моментально отсылает данные в единую систему. Если в базе не значится оплата по номеру этого автомобиля – начисляется штраф. Письмо о штрафе придет на почту так же, как и штрафы за нарушение ПДД.

Контролеры с переносными парконами в Казани появятся позже. Но даже и без них систему будет нелегко обмануть: новые камеры отличают не только номер, но и марку авто и соотносят эти данные.

В ближайшее время в Казани планируют установить стационарные камеры.

Охраны на муниципальных парковках нет, и городские власти не несут ответственности за безопасность автомобилей на них.

Почему нельзя оплатить наличными?

Оплаты наличными не предусмотрено. Современные грабители умудряются «выдирать» даже встроенные в стену банкоматы. А паркоматы были бы вообще легкой добычей. Несмотря на это, парковочные терминалы все же делают антивандальными. По словам, разработчиков в Москве был только один случай, когда обозленный водитель расстрелял паркомат. Чаще техника страдает от уличных художников. Поэтому сейчас паркоматы покрывают особой краской, на которой оставлять граффити сложнее.

Как узнать, где свободно?

Система предполагает создание единой информационной базы парковок. В перспективе она должна будет учитывать все парковки: и муниципальные на обочинах, и «плоскностные» (стоянки, оборудованные ограждением и шлагбаумом). Информацию о наличии свободного места можно будет получить с помощью того же мобильного приложения.

Пока данные рассчитываются из количества оплаченных мест. Однако уже сейчас муниципальные парковки оборудуют специальными датчиками, которые сообщают системе информацию о занятых местах. На сегодняшний день парковок с датчиками 2.

Что делать с теми, кто занимает сразу 2 места?

Система должна приучить к порядку и автохамов: если машина занимает 2 места, то водителю придется заплатить за 2 места. То же правило распространяется и на лимузины. Если будет оплачено только одно место, за второе или третье придет штраф.

Что делать местным жителям?

В Москве для местных жителей есть возможность сделать так называемое резидентное разрешение, которое позволяет парковаться на муниципальных парковках возле своего дома за 3000 рублей в год. В Казани внедрение таких разрешений пока не планируется. По данным городских властей, казанские дворы пока вмещают все автомобили жильцов соседних домов.

Как отвезти ребенка в больницу?

Возле социальных учреждений, в частности поликлиник, по примеру Москвы, будут оборудованы бесплатные паркинги для посетителей. Однако гарантировать, что эти места не займут люди, работающие по соседству, никто не может. Никакого подтверждения того, что машину припарковал именно посетитель больницы, нет.

Кто сможет припарковаться бесплатно?

Возможность поставить машину бесплатно на любой парковке будет у инвалидов. Однако для этого инвалид должен один раз подать заявку и документы, подтверждающие инвалидность, в комитет по транспорту, чтобы его автомобиль внесли в в электронную базу.

Инвалиды смогут занимать любые места на парковке, отдельной разметки для них нет. 10% мест на паркинге будет предоставляться инвалидам. Но на каждой парковке будет минимум одно место. Если на такой парковке уже припарковался человек с ограниченными возможностями, другим придется платить за стоянку на общих основаниях. О наличии льготных мест можно будет также узнать из приложения.

Что делать таксистам и торговым представителям?

Для таксистов и туристических автобусов, как и в Москве, оборудуют отдельные места парковки. Для машин, которые доставляют продукцию в магазины и кафе, будут предоставлены места и дополнительное время под разгрузку и погрузку.

Как выживают кафе и рестораны?

Введение муниципальных парковок напугало многих владельцев кафе и ресторанов Казани: многие просто не имеют физической возможности сделать парковку для посетителей возле своих заведений, и платные обочины могут отбить желание у потенциальных клиентов заходить к ним.

На помощь казанским рестораторам может прийти опыт московских коллег. Они придумали новые формы «комплиментов»: оплата парковки для клиента или дополнительное угощение тем, кто припарковался на муниципальной парковке. Эти «комплименты» кафе используют в качестве своих уникальных преимуществ.

Что станет с общественным транспортом?

Несмотря на то, что часть автомобилистов должна пересесть на общественный транспорт, увеличение его количества не планируется. Как считают в исполкоме, он сейчас недогружен.

— Центр — это самая обеспеченная общественным транспортом часть Казани, - поясняет Айдар Абдулхаков, - 545 единиц техники на 38 маршрутов. Я уже не говорю о метро, которое в часы пик работает с интервалом в 5 минут. Но если потребность будет, если пойдет рост пассажиропотока, мы, конечно же, внесем необходимые корректировки.

Останутся ли довольны горожане?

По словам самих москвичей, изначально проект вызвал практически у всех негативную реакцию. Однако мнение менялось по мере улучшения дорожной ситуации.

- Поначалу, мы мягко говоря, не очень хорошо отнеслись к платным парковкам, - рассказывает московский водитель Александр, - но потом увидели, на сколько стало удобно парковаться, как центр разгрузился. Реально по центру сейчас перемещаешься гораздо быстрее.

Реакцию казанцев нам еще предстоит узнать.