Фоторепортаж: на снегоплавильнях Казани сугробы плавят по талонам и находят в них бордюры и номера авто
Снегоплавильные станции появились в Казани всего 4 года назад. Сейчас их 6 - по одной в каждом районе города. Несмотря на сезонность и периодичность выпадения снега, работают круглосуточно и зимой, и летом.
Самая крупная станция находится на проспекте Победы, между торговыми центрами "Мега" и "Южный". Здесь целых три снегоплавильные камеры и огромная площадка для грузовиков, привозящих и выгружающих снег. На остальных пяти станциях по одной снегоплавильной камере.
Собственно камера снаружи выглядит не как резервуар, а как решетка, на которую ссыпают привезенный снег.
Дальше он тает под воздействием паров от 18-градусных канализационных вод, которые находятся под решеткой.
- Специально мы ничего не подогреваем, чтобы расплавить снег, - поясняет Фанис Асадуллин, мастер снегоплавильных пунктов. – Тогда переработка снега получалась бы золотой, ну и вода, соответственно. А 18 градусов – это температура содержимого канализационных сетей.
После того, как снег растаял, вместе с нечистотами он отправляется на фильтрацию в очистные сооружения, а откуда – в Волгу. Шокирует мысль, что после этого бывшая содержимым порой черного снега и канализации жижа снова попадает в систему водопровода.
- Все 6 снегоплавильных камер Казани рассчитаны на 9600 тонн снега в сутки, - пояснил Фанис Асадуллин. – Обычно такой объем перерабатывается в январе-феврале. Сейчас это примерно 3000 тонны снега каждый день.
После того, как камера расплавила определенный объем сугробов, ее полагается почистить. Чтобы не было перебоев, камеры останавливаются на технический перерыв поочередно.
В это время из них вычищается грязь, песко-соляная смесь и разный мусор. Весь этот осадок, как и вода от растаявшего снега, проходят обработку на очистных сооружениях (близ Отар и вывозятся на иловые поля).
В сильный снегопад, кода камеры не успевают плавить снег от вновь прибывающих машин, он ссыпается на большой площадке, и по мере таяния трактор сдвигает его на решетки.
Как рассказал мастер снегоплавильных пунктов, нередко вместе со снегом попадается не только мусор, но и бордюры. Они выпадают из тротуаров при работе снегоуборочных машин, задевающих край проезжей части, как больные зубы. Иногда из растаявшего снега "высеиваются" на решетки крышки люков и госномера машин.
- За ними обращаются нечасто, - признается Фанис Асадуллин. – Наверное, для казанцев это пока не так очевидно – что номер авто может попасть к нам. Ну и, быть может, проще получить новый номер, чем объехать 6 снегоплавильных станций и поспрашивать, не находили ли его. Но иногда все-таки автовладельцы обращаются к нам.
К слову, чтобы привезти на станцию снег, нужно иметь талон.
Их распределяет между организациями комитет по благоустройству. И документ этот настолько важный, что имеет голограмму и первым делом фиксируется приемщицей на проходной.
Для бюджетных организаций стоимость переработки снега – 130 рублей за тонну. Кроме того, видеокамеры фиксируют все въезжающие и выезжающие со станции машины. А в этом году создано подразделение, которое периодически сопоставляет записи камер и журнала приемщика.
- Пару раз бывало, что нам предъявляли талоны с поддельными голограммами, - признается Фанис Асадуллин. – В сильный снегопад могут понадобиться дополнительные талоны – их оперативно раздает комитет. В крайнем случае по звонку, когда нам сообщают номера машин, мы можем принять снег без талона.
Одна камера может растопить до 83 тонн снега за час. А в грузовик умещается 5 тонн, которые превращаются в воду минут за 10.
Круглосуточная работа снегоплавильных станций даже летом связана с тем, что здесь установлено дорогостоящее оборудование.
Насосы Grundfos (5-6 миллионов каждый) находятся под площадкой, на которую въезжают грузовики, и занимают большую площадь. К слову оборудование этой марки установлено почти на всех объектах Универсиады, о чем ранее рассказывал портал ProKazan.ru. Его как минимум нужно охранять, а во-вторых, летом снегоплавильные станции принимают ХБС (хозяйственно-бытовые сливы), например, от коттеджей.
- Перебоев из-за поломок у нас практически не случается, - говорит Фанис. – Но одна из проблем - это то, что люди сейчас стали использовать канализацию вместо мусорного ведра. Чего только не выбрасывают в унитаз из лени. Из-за этого напорные отверстия засоряются, приходится иногда их прочищать. Или если снег заледенелый, чтобы быстрее таял, слесаря разбивают его предварительно на решетке ломом. Бывало, лом ускользал из рук. Иногда так слесари лишались и своих сотовых телефонов.
На 6 снегоплавильных станциях работают 28 слесарей и 25 учетчиков. Не смотря на то, что эта сезонная большей частью работа предполагает вредность, 80 процентов сотрудников возвращаются сюда в следующий сезон. Однако чтобы получить работу на снегоплавильной станции, и учетчикам, и слесарям нужно пройти медкомиссию – включая нарколога и психиатра.
- Очень много желающих отсеивается, - рассказал Фанис Асадуллин. – Вроде на вид здоровый, а медкомиссию не проходит.