Казанский мультипликатор: «Мы из сказки для взрослых сделали мультфильм для детей»

Как вы стали создавать мультфильмы?

- Когда мне было 6 лет я сам себе рисовал диафильмы. Всегда выполнял их в стиле мультипликации и карикатуры. В 1995 году устроился на телевидение, там делал мультипликационную рекламу. Так стали проявляться мои первые творческие задумки. И в этом бизнесе я задержался на 10 лет.

Не пробовали уехать из Казани?

- Честно говоря, пытался. Но таких как я уже тогда было много, а уровень профессионализма не позволял. Когда вернулся в Казань, получил заказ на анимационную вставку к фильму «Тукай». Позднее познакомился с Азатом Ганиевым, директором «Татармультфильм» и группы компаний «Мастер». Тогда и возникла идея создания»Татармультфильм».

О чем ваши мультфильмы?

- Я всегда говорю, что наша миссия популяризировать татарскую культуру. Поэтому мы делаем мультфильмы, опираясь на творчество татарских поэтов.

А на какой возраст они рассчитаны?

- Я рекомендую родителям показывать мультики хотя бы с 5 лет. В этом возрасте ребенок понимает сюжет и героев. Да и вообще не нужно использовать телевизор, как «электроняню». Мир лучше познается в окружающей среде.

Из мультфильмов, срежиссированных вами, какой нравится больше всего?

- Наверное, «Кисекбаш» - экранизация поэмы Габдуллы Тукая «Сенной базар». Это сатирическая взрослая сказка, которую мы сделали для детей. И это был первый, созданный нами мультфильм. На самом деле любимых мультфильмов у меня огромное количество. И не только нашего производства. Например, наш советский Винни-Пух. Мне нравится его душевность, но я не откажусь от просмотра американской версии — там сюжет многограннее. Когда я посмотрел «Красавицу и чудовище» подумал, что это высший пилотаж и дальше уже некуда. Те же самые «Симпсоны», которых часто критикуют, несут огромный смысл и тоже привлекают меня. Каждый мультфильм мне чем-то нравится. Я могу влюбиться в персонажа второго плана. Мне может не понравится фильм, но понравится мир, в котором происходит действие.

Как вы относитесь к диснеевским мультфильмам?

- Для аниматоров мультфильмы «Disney» - это своеобразный учебник, эталон, к которому нужно стремиться. Диснеевская школа — это опыт, приобретенный более, чем за сто лет.

В России когда-нибудь будет такой уровень мультфильмов?

- Мы, конечно, находимся внизу пирамиды, но все таки стремимся соответствовать. И в последние годы это заметно — качество изменилось. К примеру, «Смешарики», «Белка и Стрелка» показывают по всему миру. И в Татарстане власти с каждым годом уделяют больше внимания развитию анимации. Разыгрываются разнообразные гранты, выделяются субсидии. А с некоторых пор в рамках Международного Фестиваля Мусульманского кино есть номинация «Лучший Анимационный фильм». В которой в этом году мы, кстати, победили с трилогией «Зилантовы сказки». Это мультфильмы «Оса и Шмель», «Кто самый сильный?», «Гусенок и Лебеденок».

А в каких конкурсах или фестивалях вы еще участвовали?

- Недавно мы приехали из Белоруссии. Там участвовали в фестивале «Анимаевка». В Суздале в этом году был 19 Российский Фестиваль анимационного кино. В понятии российской анимации суздальский фестиваль считается неким анимационным Оскаром. Вообще конкурсов много, мы стараемся соответствовать.

Чем отличаются аниматоры, создающие мультфильмы, от аниматоров, проводящих детские праздники в костюмах животных?

- Аниматор — человек, который одушевляет что-либо. Теоретически можно надеть на человека костюм животного и снять с ним мультфильм. В кукольном театре, к примеру, тоже работают аниматоры. Мне самому нравится называть себя мультипликатором, это даже звучит как-то по-доброму.

Как производится мультфильм?

- В двух словах, конечно, не скажешь. Это долгий и трудоемкий процесс. Когда принят сценарий, начинают разрабатываться персонажи. Композитор сочиняет музыку, затем начинает работать звукорежиссер. Начинается производственный процесс: мы делаем из раскадровки (комикс, нарисованный по сценарию) аниматику. Это делается для того, чтобы понимать длину сцен, смену планов, то есть это черновой вариант мультфильма. После этого мы отправляем черновик композитору и он пишет лейтмотивы, переходы. Эти заготовки отправляются звукорежиссеру, он накладывает спецэффекты и выстраивает порядок. В этот же период текст озвучивают актеры. Так работа переходит от одного профессионала к другому в течение всего времени.

А сколько времени уходит на создание мультфильма?

- Мы привыкли работать быстро. Хотя жестких сроков не устанавливаем. Пятиминутные мультфильмы делаем около трех месяцев.

Какие планы на ближайшее будущее?

- Проектов и задумок много. Секреты мы пока раскрывать не будем. Сейчас в работе мультипликационная сказка «Хвосты» по повести Абдуллы Алиша.