Скандал вокруг "Ак Барс Аэро": фирма с Бермудских островов требует у авиакомпании погасить долг в 4,48 млн $
Компания Magpie Aviation Leasing Ltd, зарегистрированная на Бермудских островах, через Арбитражный суд РТ потребовала погасить долг в размере 4,48 млн долларов США по лизинговым платежам, сообащет "Бизнес Online".
Накануне состоялось очередное заседание по делу, в ходе которого выяснилось, что речь идет о договоре лизинга воздушных судов, который был заключен в 2010 году. По словам представителя истца Федора Белых, в 2013-2014 годах "Ак Барс Аэро" не регулярно вносила платежи, как того требовал договор.
Однако у перевозчика была своя версия происходящего. По словам представителя "Ак Барс Аэро" Кашаповой, причина задержек в платежах в том, что в банке, который обслуживал сделку лизинга, произошла реорганизация он присоединился к группе "Ллойд".
Именно новой группе и принадлежала идея реструктуризации сделки, к которой присоединилась и авиакомпания. Она началась в 2011 году и была закончена в 2012 году. Договор был оформлен на нового лизингодателя (правда, по словам Белых, новый лизингодатель был "номинальным": для перечисления денег использовались те же реквизиты). И все перечисления с 2011 года шли в его адрес.
В качестве доказательства она назвала платежные поручения. В рамках реструктуризации велась переписка, в ходе которой представители лизингодателя давали "добро" на то, чтобы зачесть в сумму непогашенных лизинговый платежей отчисления в резервный фонд. Для этого было подготовлено соответствующее соглашение.
По ее словам, размер резервного фонда составляет 3,3 млн долларов США. Перевозчик изначально внес 1,8 долларов в качестве депозита на воздушные суда. В три раза меньшую сумму перечислил и резервный фонд. По ее словам, все эти деньги находятся у истца.
- Наши отчисления в резервный фонд - это не какие-то виртуальные, а реальные деньги, - сказала Кашапова. - Они перечислялись лизингодателю и по настоящий момент находятся у него.
По ее словам, если провести зачет, то станет ясно, что на 23 октября (дату заключения нового контракта по лизингу) у "Ак Барс Аэро" не только не было задолженности, но и даже получилась переплата.
Правда насчет реализации всего этого возникли сомнения. На вопрос судьи о судьбе первого лизингового договоры юрист авиакомпании ответила, что "с нашей стороны лизингодателю были направлены подписанные договоры на расторжение, нам они не вернулись".
- Приходится сожалеть, что история с этими документами возникла только сейчас, - сообщил в своей речи представитель истца Белых. - Вся эта договорная документация не вступила в силу. В 2010 году было принято постановление правительства РФ о том, чтобы авиционные компании получили право на субсидии из государственного бюджета на частичное финансирование своих расходов по лизингу иностранных воздушных судов.
По его словам, решение о реструктуризации было принято, чтобы соответствовать всем критериям для получения субсидий. Изначальный договор не подходил под них.
- Представители лизингодателя восприняли эту идею с интересом, - сказал Белых, сообщив, что была достигнута договоренность о направлении госсубсидий на погашение лизинговых платежей. - Идея лизингодателя была в том, чтобы ускорить процесс погашения задолженности - за счет субсидий, резервного техобслуживания и депозитов.
Была подготовлена необходимая документация. В частности, договор с новым лизингодателем. Но все пошло не так, как задумывалось. Из всего пакета необходимых документов все ограничилось лишь лизинговым договором, а остальные так и остались не завизированными.
- Следующим этапом после соглашения было получение субсидий, - рассказал Белых. - Субсидии, насколько я знаю, были получены, но нам их так и не перечислили. Субсидии выделялись на конкретные целевые нужды. И эти цели реализованы не были.
В итоге реструктуризация осталась незавершенной. Документы по расторжению предыдущей сделки подписаны не были. А новое лизинговое соглашение так и не вступило в силу.
- Суда в новый лизинг не могли быть переданы, - сказал Белых. - Чтобы передать их по новому договору, нужно было расторгнуть старый.
Правда, по словам представителя "Ак Барс Аэро" Кашаповой, субсидии были перечислены лизингодателю.
- Эти деньги мы оформляли как лизинговые платежи, - сказала она, признавшись, что на сегодняшний день у авиакомпании действительно есть долги. - Мы не отрицаем факт задолженности. Вопрос в ее размерах.
При этом Кашапова, как бы между делом, рассказала, как не просто приходится сегодня авиакомпании.
- Мы постоянно должны предоставлять властям отчет о том, какие работы проводятся. Контроль ведется со стороны властей регистрации воздушных судов. А они имеют бермудскую регистрацию. Если мы не будем предоставлять эту информацию и должным образом следить за воздушными судами, то не получим авторизацию бермудских властей. И не будем допущены к полетам российскими властями.
По ее словам, пока "АК Барс Аэро" своевременно проводит техобслуживание и замечений на этот счет к авиаперевозчику нет.
- Мы не можем летать, не имея одобрения, допусков и разрешений. Но в то же время мы летаем. И не перестанем летать, - добавила она.
Однако в этом усмонился представитель истца Белых.
- Где такая гарантия, если вы не можете заплатить текущие платежи? - обратился он к Кашаповой.
Далее представитель компании с Бермудских островов попросил у судьи время для совещания с юристами из Великобритании, так как на островном государстве принята английская система права.
Ходатайство Белых было удовлетворено. Следующее заседание суда по данному делу состоится 19 сентября 2014 года.
Ранее портал ProKazan.ru писал о том, что "Ак Барс Аэро" планирует сохранить авиарейсы в Симферополь в зимнем расписании, так как считает их прибыльными. Об этом сообщил коммерческий директор компании Феликс Козлов. Вопрос государственного субсидирования авиарейсков в Крым вне летнего сезона пока остается открытым.